Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Захарова указала на провокационный характер учений НАТО на территории Финляндии
Мир
Сенатор Кастюкевич рассказал о жизни в оккупированном ВСУ Херсоне
Происшествия
В районе падения БПЛА в промзоне Липецка была проведена эвакуация
Политика
Матвиенко указала на нуждающиеся в объединении регионы
Мир
Зеленский поблагодарил сенат за одобрение законопроекта о помощи Украине
Происшествия
Уровень воды в Ишиме в селе Абатском в Тюменской области поднялся за сутки на 149 см
Происшествия
В Ростовской области загорелся склад на площади 600 кв. м
Мир
Трамп указал на попытки демократов обвинить его в связях с Россией
Мир
В ОДКБ заявили о сохранении обязательств в отношении Армении в полном объеме
Мир
МИД Бразилии заявил о пропаже или гибели четырех наемников на Украине
Мир
Военнослужащие ВС РФ за сутки поразили 360 целей ВСУ
Мир
Эксперт указал на выгоду для оборонных компаний США в выделении помощи Украине
Мир
Байден подпишет пакет законопроектов о помощи Украине 24 апреля
Мир
МИД КНДР заявило о неспособности западной помощи ВСУ остановить армию РФ
Общество
Авиакомпаниям рекомендовали высаживать людей при духоте в самолетах
Происшествия
Губернатор Смоленской области сообщил о пожарах на объектах ТЭК после атаки БПЛА

Весна в Берлине

Писатель Игорь Мальцев — о майских праздниках в германской столице
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

На каждого, кто идет по берлинским улицам, смотрят огромные фотографии веселого советского офицера, который под мышкой держит бюст Гитлера. Счастливый офицер — это поэт Евгений Долматовский. Фотографию сделал Евгений Халдей.

Обычно Евгения Халдея помнят за другое — за фотографию водружения Знамени Победы над Рейхстагом. На всех поверхностях — от билбордов до рекламных мест в метро — еще много фотографий, датированных весной 1945 года. Проект так и называется — Frühling in Berlin (Весна в Берлине). Всё это посвящено 70-летию окончания войны в 1945 году.

Самые сильные из плакатов — купальщицы на озере в Гатове, где тут же на пляже стоит березовый крест с тремя немецкими касками, и раненые, лежащие прямо на Унтер-ден-Линден. С последней фотографией случаются казусы: к постеру у Брандербургских ворот, например, ложатся веселые и розовые, как поросята, австралийские студентки, чтобы сделать остроумное селфи.

Но весь город уже месяц готовится к празднику: музеи, концертные площадки, галереи, культурные форумы — огромная программа. От военного музея с экспозицией «Как закончилась война» до Комической оперы, которая дает по случаю пьесу Шёнберга «Моисей и Аарон».

Мероприятия все весьма взвешенные, никаких идеологических перекосов не наблюдается. Даже совершенно на всё обиженные не смогут найти ни малейшего «принижения роли» или что они там еще себе придумывают.

8–9 мая будут спокойными праздниками в этом городе. Потому что самый буйный — Первомай — уже прошел. А это вообще отдельная история. Потому что людям, выросшим в атмосфере официального 1 Мая и его демонстраций, представить, что творится в Берлине в этот день, весьма сложно.

Московские друзья, вынужденные уехать в конце апреля домой, очень сокрушались: «Мы так хотели оказаться в Кройцберге на 1 Мая!». Они так ждали традиционного первомайского наступления трудящихся, аж пива забыли выпить. Но мы, участники российского Smart Forum, попали в гущу не то что на 1 Мая, а уже 30 апреля, когда вечером центральные улицы района Пренцлауэр-Берг оказались перекрыты машинами и отрядами полиции, когда огромная масса демонстрантов двинулась вдоль по району. Этот район бывшего ГДР, несмотря на то что стал модным и слишком дорогим, еще хранит некоторые традиции.

Хотя до битья витрин и прочих погромов, похоже, дело не дошло. Зато полюбовались, насколько технично работает полиция — как перебрасываются отряды с улицы на улицу, как сопровождают демонстрантов, как отсекают прогуливающихся, чтобы они ненароком не попали в месилово.

Это не была прогулка оппозиции — это была довольно энергичная и мускулистая толпа, которая могла сделать что угодно. Но главное обычно ждут в районе Кройцберг (бывший этнический район Западного Берлина), который тоже стал дико модным, хотя это пока не отразилось на магазинах и ресторанах. Тут тем не менее каждый Первомай граждане выражают свое недовольство хищническим капитализмом и любят слегка побить стекла и витрины. В этом году весь район был сделан пешеходным полицией и по факту, потому что пришлось перекрывать даже некоторые станции метро на вход и выход, такое количество людей со всего города пришло солидаризироваться с трудящимися и между собой.

Люди шли и ехали с самого утра, забив собой такие крупные улицы, как Ораниенштрассе, Коттбуссер Дамм и т.д., — вплоть до реки. Из бойни против капитализма и драки с ментами всё превратилось в огромный праздник с бесконечной едой и напитками (все рестораны и лавки работали только на вынос), с музыкальными сценами каждые 20 м и полным отсутствием полиции.

Полицейские были заняты на транспортных развязках, в основном разводя потоки, которые прибывали до самой ночи. По нескольким освобожденным специально для этого улицам района в разное время прошло несколько реальных демонстраций — с лозунгами и знаменами, среди которых было много красных флагов нашего детства.

Только вот изображения на них были разные. Тут были и поклонники Че Гевары с портретами кумира на стягах, и масса мелких левацких групп с красно-черными полотнищами, и редкие радужные флаги.

Студенты, панки и прочие отлично одетые люди. Каждую колонну сопровождали машины полиции, скорая помощь и пожарные. Битья стекол в этот раз не наблюдалось. Хотя Кройцберг — это как раз тот район, где активно происходит процесс джентрификации, и старые дома превращаются в дорогущие квартиры, и строятся моднейшие лофты, за что окна первых-вторых этажей время от времени разбивают в хлам банды велосипедистов в масках.

А чего они тут повышают уровень жизни? За уровнем ползут и цены на аренду жилья. Получи, буржуй!

Так что Первомай, на который никогда никого не сгоняют, раздавая с грузовика по разнарядке красные флаги, куда люди приходят сами и выражают свою классовую позицию, — это верхушка айсберга.

Классовая борьба даже в самом уродливом виде — уличного террора — присутствует, но в будни. А тут — на Венской улице, засыпанной пластиковыми стаканами, как снегом, до самой ночи шли массовые гуляния. При этом уровень алкоголизации не коррелируется с ростом агрессивности, обилие детей всех возрастов в толпе — отличный показатель.

Думается, местные продавцы всего района делают за этот день полугодовую кассу, хотя еще недавно опасливо относились к этим социально активным гражданам.

Хотя проходя мимо ювелирной мастерской местной девушки-дизайнера, мы отметили, что, кроме забранных решеток, витрины защищены еще и деревянными щитами. Праздник праздником, но Че Гевару никто еще не отменил.

И на них на всех смотрит с постеров совершенно счастливый офицер-поэт Евгений Долматовский. У него весна началась гораздо раньше.

Комментарии
Прямой эфир