Минкультуры создаст «Библиотеку хорового репертуара» для школ
Министерство культуры разрабатывает «Библиотеку хорового репертуара» для учителей музыки общеобразовательных школ. В пособие войдут 400 произведений разного уровня сложности и разных стилей. Издание будет предназначено для педагогов, ведущих новый курс «Основ музыкальной культуры», тестирование которого начнется с сентября этого года.
— Столь большой репертуар предоставит учителям возможность выбрать материал для групп детей, отличающихся как по способностям и интересам, так и по уровню подготовки. Педагог сможет сформировать свою программу и свой репертуар для каждой группы, — сказали «Известиям» в пресс-службе Минкультуры.
Тендер на сумму 250 тыс. рублей на разработку пособия выиграл Институт развития образования в сфере культуры и искусства (РОСКИ). Генеральный директор института Ирина Домогацкая считает, что «Библиотеку» составляет «выдающаяся рабочая группа».
— Это авторы, профессионально работающие с хоровым репертуаром. У них годами накапливался определенный материал. Так что пособие создается не на пустом месте, а возникает из практики использования музыкальных произведений в самых разных хоровых студиях, домах детского творчества, в музыкальных школах, — отметила Домогацкая.
Гендиректор РОСКИ также добавила, что в пособии, помимо классических мелодий, народной музыки и песен советских композиторов будет представлен большой блок «интереснейшего хорового репертуара современных композиторов».
Директор детской музыкальной хоровой школы «Весна» имени Пономарева Надежда Аверина считает, что разработка «Библиотеки» будет полезна не только общеобразовательным, но и музыкальным школам.
— Одна из наших больших бед заключается в том, что дети воспитываются не на той музыке. Во времена СССР было засилье массовой песни. А в основе музыкального воспитания детей должны быть народная песня, классические образцы, отобранные временем. В современных песнях, как правило, обобщенная мелодика, часто примитивный ритм. На них невозможно научиться петь хором, — уверена Аверина.
Иначе думает исполнительный директор Всероссийского хорового общества, председатель Комиссии общественной палаты по культуре и сохранению историко-культурного наследия, член коллегии и общественного совета Министерства культуры Павел Пожигайло. Он уверен, что «загонять всех в рамки какой-либо библиотеки — это неживой подход».
— Самое главное — мотивация учащихся. Надо сбалансированно подходить к интересам детей. Понравилась им песня из «Чебурашки» или «Красной шапочки» — надо с ними разучить, пусть поют. В этом смысле учитель может использовать самые разные произведения: начать, прости Господи, с Майкла Джексона, а закончить Свиридовым, или наоборот. Важно, чтобы ребенок научился петь, полюбил петь и продолжал делать это и во взрослой жизни, — сказал Пожигайло.
Разработка пособия должна быть завершена до 30 октября этого года, после чего оно будет включено в фонды Национальной электронной библиотеки (НЭБ).
Ранее стало известно, что с 1 сентября Министерство культуры РФ планирует внедрить в школы уроки музыки нового типа, на которых будут сочетаться рассказы о музыке с применением современных технологий и мультимедийных пособий, пение в хоре, а также игра на музыкальных инструментах. Пробная программа дополнительного образования для учащихся 1–4 классов под названием «Основы музыкальной культуры» будет введена в нескольких общеобразовательных школах России.