Министры образования обсудили Болонский процесс
Девятая конференция министров образования Европейского пространства высшего образования (ЕПВО) и Четвертый Болонский политический форум стартовали в четверг в Ереване. В мероприятии принимают участие свыше 100 делегаций из 47 стран-участниц Болонского процесса, а также около 20 министров образования. С вступительным словом перед участниками выступил действующий президент Армении Серж Саргсян, который отметил важность реформы систем образования в мире.
— Очевидно, что высшее образование является основной, на которой держится общество, построенное на знаниях. Болонские преобразования изменили всё и предоставили молодежи выбор в сфере качественного высшего образования. Армения в 2005 году присоединилась в Болонскому процессу и создала новые платформы для сотрудничества с Европейским пространством. Конечно, современные экономические и социальные проблемы являются серьезным вызовом для европейского образовательного пространства и не все препятствия преодолены. Нам необходимо наладить более активный диалог, — заявил президент.
Министр образования и науки Латвии Марите Сейле, которая выступила сопредседателем форума, акцентировала внимание на финансовых и демографических проблемах Европы.
— Болонский процесс является фактором роста успеха Европы. Несмотря на критику, которая иногда звучит, несмотря на демографические и экономические кризисы, наши системы образования стали похожи. Студенты стали более мобильными и конкурентоспособными на международной арене. Безусловно, есть проблемы и вызовы, которые нужно преодолеть и обеспечивать высокий уровень образования. Вузы не только обучают навыкам и передают знания, они их и генерируют, чтобы создавать общества, основанные на знаниях. Нам необходимо говорить не о том высшем образовании, которое обслуживает экономику, а о том, которое ее создает. Сегодня 20-летие Болонского процесса, и нужно посмотреть в прошлое и определить правила движения в будущее.
Тему финансового благосостояния Европы подхватили другие участники конференции. Министр образования, науки и культуры Исландии Иллуги Гуннарсон призвал наслаждаться компанией друг друга и гостеприимной Арменией.
— Процесс позволил нам повысить качество образовательных услуг и мобильности студентов. 47 государств откладывают политические, экономические вопросы и распри в сторону. Перед Европой стоят вызовы экономического плана — высокий уровень финансового долга, уровень безработицы среди молодежи и пр. Я предлагаю наслаждаться компанией друг друга и армянским гостеприимством, — заявил Гуннарсон.
Министр образования и науки России Дмитрий Ливанов не стал обсуждать демографические и экономические проблемы Европы, а рассказал, как Россия использует Болонский процесс.
— Мы считаем, что Болонское соглашение и участие в нем России является плюсом для системы высшего образования, но мы подходим к этому прагматично, отбирая те элементы, которые усиливают наше высшее образование, и не применяем тех, которые его расслабляют. Россия является не только европейской страной. Нами активно выстраиваются контакты и с Азией и Тихоокеанским регионом, в формате БРИКС и в формате АТЭС. В России реализуется целый ряд инициатив. Например, программа «5-100» или «Глобальное образование». Это те программы, которые реализуются единицами в Европе и вызывают большой интерес. Наши коллеги интересуются ими и хотят узнать, как они работают, — заявил Ливанов.
В рамках заседания также обсуждался вопрос вступления в Европейское пространство высшего образования Белоруссии, которая находится в ожидании подтверждения своей заявки.
Первым слово взяли представители делегации Норвегии, которые предложили перенести вступление Белоруссии.
— У нас было обстоятельное обсуждение по вступлению Белоруссии в процесс, и мы заявляем, что она пока не готова к вступлению. Мы поможем подготовить почву для вступления. Пока непонятно, что Белоруссия собирается привнести в общий процесс. Может, мы могли бы отложить включение Белоруссии в Болонский процесс. Мы уважаем решение Белоруссии о вступлении, но мы хотим, чтобы была подтверждена приверженность «дорожной карте» развития в нашем общем пространстве, — категорично высказались представители Норвегии.
Голландия заявила, что она не против вступления, но в то же время отмечает важность исполнения обязанностей со стороны страны-участницы Болонского процесса.
— Мы все понимаем, что «дорожная карта», которую мы предлагаем, — это требования и вотум доверия, который нужно оправдать, и нужно, чтобы не осталось каких-то неясностей. Мы внимательно будем следить за Белоруссией. Что они будут делать в первые годы и как они воспримут основополагающие права человека. Мы поддерживаем удовлетворение белорусской заявки, но есть определенные сомнения, — отметил представитель Голландии.
Болонский процесс является элементом сближения систем образования стран Европы и за ее пределами. При вступлении страна должна выполнять следующие условия: взаимное признание дипломов с возможностью дальнейшего трудоустройства, развитие мобильности учащихся и преподавателей, содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий, введение системы кредитов и право выбора изучаемых дисциплин по системе «обучение в течение всей жизни», а также введение двухциклового обучения (бакалавриат и магистратура).