Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Экономика
Курс доллара впервые с 30 октября 2023 года поднялся выше 94 рублей
Экономика
В России самозанятые поставили госкомпаниям товаров и услуг на 2 млрд рублей
Мир
Иордания усилила воздушное патрулирование границ после атаки Ирана на Израиль
Мир
Пентагон указал на «серьезную угрозу» дронов и ракет Ирана
Экономика
ФАС возбудила дело в отношении Альфа-банка из-за рекламы ипотеки
Общество
В Донецке задержали руководителя промышленного объекта за дачу взятки
Политика
Кудрявцев стал первым мэром Новосибирска после отмены прямых выборов
Происшествия
Жителей тюменского Ишима призвали эвакуироваться из-за критического подъема воды
Происшествия
В Орске заявили об угрозе прихода воды из-за перелива на границе с Казахстаном
Происшествия
Средства ПВО уничтожили украинский МВШ в небе над Курской областью
Происшествия
Над Белгородской областью уничтожено три украинских дрона
Общество
Задержан подорвавший машину экс-сотрудника СБУ в Москве украинский агент
Общество
Камчатка стала участником программы стимулирования занятости
Экономика
Мишустин сообщил о рекорде в 4,2 трлн рублей товарооборота РФ и Белоруссии
Общество
Блогера-сыроеда Лютого приговорили к 8 годам колонии по делу о смерти ребенка
Мир
Reuters сообщило о сорванных Киевом переговорах о судоходстве в Черном море

Бизнес из воздуха

0
Бизнес из воздуха
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

На слуху не так много историй, когда российский провинциальный стартап превращается в огромную производственную корпорацию с годовым оборотом в сотни миллионов рублей и офисами в нескольких столицах мира. Тем интересней узнать: как же это у них получается? Компания «Тион» — как раз из таких стартапов. В 2006 году группа молодых физиков из Новосибирского государственного университета придумала инновационную технологию по очистке воздуха, а уже в 2015-м намерена покорить рынок абсолютно новой системой комплексной очистки воздуха Magic Air («умный микроклимат»).

Основной офис компании — в новосибирском Академгородке, где для стартапов в местном технопарке созданы все условия, чтобы разработать и довести до прототипа свою идею. «Кремниевая тайга гораздо лучше Силиконовой долины!»  — посмеивается в бороду генеральный директор «Тиона» Михаил Амелькин. Ему ли не знать: около пяти лет он прожил в Москве, в составе команды единомышленников, которая вывела начинающий сибирский стартап на высочайший уровень, пройдя экспертизу участника инновационного центра «Сколково» и доведя годовой оборот компании с первоначальных 15 млн до 70 млн рублей только за первый год активной работы в столице. Высокотехнологичными приборами по очистке и обеззараживанию воздуха, которые производит компания, сегодня оснащены сотни больниц по всей России, ресторанов, офисов, а также десятки тысяч обычных квартир...

Однако в 2013 году, когда среди заказчиков «Тиона» значились РЖД, атомные станции и даже Московский метрополитен, а годовой оборот составлял порядка 500 млн рублей, Михаил и сотоварищи решили вернуться к тому, с чего все начиналось. Продолжая активную работу на рынке «тяжелых» промышленных установок по очистке воздуха, компания начала масштабные инвестиции в бытовой сегмент, разработав домашние приборы для всех и каждого.

Преодолевая барьеры

Производственная база компании расположена на заводе в 20 км от Новосибирска на площади в 3 тыс. кв. м, а в технопарке Академгородка «Тион» ведет научную инновационную деятельность в сотрудничестве еще с 15 компаниями, составляющими основу технопарка. «Концепция технопарка — агрегатора ключевых подрядчиков — оказалась жизнеспособной и полезной. Мы активно участвуем в ее расширении и углублении, например, дополнив системой подготовки молодых инженеров, — рассказывает основатель группы компаний «Тион» Дмитрий Трубицын, показывая журналистам лаборатории, технические и творческие мастерские и особенную гордость — учебный центр, который также расположился под крышей технопарка и где студенты физфака НГУ учатся быть инноваторами. — Пытались сотрудничать с академическими институтами внутри городка, но оказалось, что у них своя система работы, встроиться в которую невозможно».

В ответ на этот системный вызов молодые ученые создали в технопарке собственную физико-химическую лабораторию, которая стала подрядчиком (по проведению разного рода исследований) по отношению к родной компании «Тион», а кроме того, оказалась полезным инфраструктурным элементом как подрядчик по отношению к другим компаниям технопарка. По такому же принципу работают и другие обитатели технопарка: компании по производству пластиковых деталей, трансформаторов, универсальных заготовок, дизайну для 3D-принтинга и т.д. — каждая выполняет заказы для кого-то другого. «Одну из таких компаний (моточное производство) мы купили для того, чтобы закрыть собственную потребность в ключевых электронных компонентах, но до 80% заказов она выполняет для посторонних клиентов, в том числе и на оборонку работает», — говорит Дмитрий Трубицын.

Сегодня в продуктовую линейку «Тиона» входит профессиональное медицинское и промышленное оборудование (бактерицидные рециркуляторы, ламинарные потолки и ячейки, бытовые, медицинские, промышленные установки для очистки и обеззараживания воздуха, вентиляции, компактные приточные вентсистемы), а также бытовые приточные системы. За девять лет работы произведено и смонтировано более 50 тыс. единиц различного оборудования. Компания постоянно выводит новые востребованные продукты на рынок. За последние два года обороты компании выросли более чем в 10 раз. Общий штат сотрудников — более 200 человек. Офисы компании находятся в Новосибирске, Москве, Китае и Словакии.

«На старте у нас была технология по очистке воздуха, был бизнес-план и даже был бизнес-ангел, который дал деньги на развитие стартапа, — вспоминает Михаил Амелькин. — И была идея: за полгода захватить весь сегмент b2c (рынок прямых продаж потребителям) и оснастить нашим прибором по очистке воздуха каждую квартиру! Но достаточно быстро пришло понимание того, что на этом пути придется пройти много этапов. Первые два года ушло на сбор команды, мы научились выводить технологии из «пробирки» в реальное железо. Тогда еще не было этого красивого технопарка, и мы организовали сборочное производство буквально в гараже, начали прощупывать рынок... Быстро стало понятно, что технология классная и эффективная, но с таким продуктом покорить b2c-сегмент не получится».

Компания прошла длинный путь поиска себя и позиционирования своего продукта. Сейчас, оглядываясь назад, инноваторы признаются, что долго шли к осознанию того, что же все-таки они придумали и кому это можно наиболее эффективно продать. «Непонимание целевой аудитории продукта — это один из первых барьеров, на котором стартапы начинают «сыпаться», — отмечает Михаил Амелькин. — Прорыв произошел в 2010 году, когда было принято волевое решение — отметаем все, оставляем только медучреждения. Потому что это та область, где совершенно четко можно подтвердить нашу высокую эффективность по очистке воздуха — там есть нормативная база, есть четкие критерии по проверке оборудования для больниц, можно проверить результаты и доказать, что твоя технология точно работает».

Идеально и недорого

Так в чем же все-таки заключается уникальная инновационная технология компании «Тион»? Во-первых, это запатентованная технология очистки и обеззараживания воздуха, основанная на технологии электростатического осаждения на пористых средах. Эта технология в том числе эффективна для борьбы с любыми микроорганизмами, что было подтверждено экспертными заключениями Роспотребнадзора. Во-вторых, это абсолютно новый подход к вопросу домашней вентиляции. Вентиляция — понятие известное всем, однако для простого потребителя вся вентиляция делится пополам: одна, промышленная, встроена в потолки и стены зданий, другая, домашняя, в виде вытяжки на кухне или вентилятора в санузле. Ребята из «Тиона» решили пойти «срединным путем» — сделать сложную профессиональную систему вентиляции доступной для каждого дома, «упаковав» сложную систему в компактный бытовой прибор. Получился вообще новый тип бытовой техники — бризер. Это не воздухоочиститель и не кондиционер. Бризер это прибор компактной приточной вентиляции с профессиональной очисткой воздуха и подогревом с климат-контролем. Вся система расположена внутри пластиковой коробки, похожей на кондиционер, которая также крепится к стене. Однако в отличие от кондиционера или воздухоочистителя, которые только «гоняют» воздух внутри помещения, бризер берет с улицы свежий воздух (!), очищает его от вредных веществ и газов и при желании может подогреть (если на улице слишком холодно). Бризер идеален в монтаже: полчаса, аккуратное отверстие в стене в 30 мм — и все готово! При этом цена вопроса всего порядка 25 тыс. рублей.

Бизнес из воздуха

Стоит ли оснащать таким прибором свою квартиру? Вот несколько фактов в цифрах, а вы уж сами решайте. Для дыхания человеку необходимо подавать в дом с улицы около 30 м3 свежего воздуха в час. Этого достаточно для удаления из воздуха углекислого газа, который мы выдыхаем. Избыток углекислого газа ведет к гипоксии, наш мозг перестает получать достаточно кислорода. В итоге мы просыпаемся разбитыми и с «квадратной» головой, если спим в духоте. Но это не все. Для того чтобы удалить остальные загрязнители — инфекцию, аллергены, запахи, вредные газы, которые выделяют мебель и отделка, пыль и прочее — нам надо еще 30–60 м3. Если мы будем подавать весь этот воздух с улицы, открывая окна, то вместе со свежим воздухом получим шум с улицы и целый коктейль автомобильных выхлопов, промышленных загрязнений, пыльцы и уличных запахов. Более того, открытое окно — это бесконтрольная потеря тепла зимой, которое буквально вылетает на улицу, а используя бризер, мы контролируем приток воздуха, а значит, теплопотери будут сведены к необходимому минимуму. То есть очищать и обеззараживать воздух внутри помещения с помощью бризера не только полезно для здоровья, но еще и экономично для семейного бюджета. «Продажа бризеров массовому потребителю была запущена в 2013 году, и с тех пор продажи растут более чем в двое ежегодно, несмотря на кризис», — подчеркнул Михаил Амелькин.

Сосновый бор с доставкой на дом

Следующим шагом в развитии компании «Тион» станет вывод на рынок уже в этом году целостной системы «умного микроклимата» под названием Magic Air. «Эта система будет измерять параметры воздуха, передавать их пользователю на смартфон и управлять целым набором климатических устройств — бризерами, кондиционерами, увлажнителями. Это в том числе позволит автоматически подавать ровно столько воздуха, сколько нужно именно сейчас присутствующим в квартире людям, не больше и не меньше, — говорит Михаил Амелькин. — Также появятся бризеры нового поколения, в том числе с системой рекуперации тепла, что в сочетании с «умным» алгоритмом управления позволит еще больше снизить энергопотребление каждой квартиры. Нагрев каждого кубометра воздуха в час от –20 до +20 градусов требует около 14 Вт мощности, то есть, чтобы обогревать зимой среднее количество воздуха, необходимое для комфортного дыхания одного человека, требуется около 0,5 кВт! А реальные цифры выше из-за неэффективного использования вентиляции или проветривания. Например, сократив эту цифру вдвое, можно снизить необходимость в мощностях более чем на 30 ГВт в масштабах страны».

«Сердце» проекта Magic Air — это специальный гаджет и программное обеспечение к нему. Мы можем задать системе собственные параметры содержания углекислого газа, температуры, влажности, допустимого содержания загрязнений в квартире. Пока никого нет дома, гаджет (он размещается на стене и выглядит примерно как роутер) собирает информацию о том, что происходит с воздухом, измеряя все эти параметры, а затем подключается к Wi-Fi и отправляет все данные на облако в интернет. «У вас есть приложение на смартфоне, через которое вы можете управлять всеми приборами — бризером, кондиционером, увлажнителем воздуха и другими — для создания оптимального микроклимата к моменту вашего возвращения домой, — объясняет Михаил Амелькин. — У системы будут также автоматические «сценарии» работы, которые можно использовать вместо ручных настроек. Конечно, у нас есть и big idea. В будущем мы хотим научиться простыми дешевыми методами создавать в обычной квартире любой тип микроклимата, например «Сосновый бор» или «Морской бриз». Нажимаешь одну кнопку — и воздух в квартире такой, будто ты стоишь на берегу океана. Пока это глобальная цель, на пути к которой предстоит разобраться с большим количеством параметров «физики воздуха» — запахи, аэроионный состав, органические и неорганические «добавки» и так далее». Пока бризер наиболее активно покупают современные мужчины, которые любят новые гаджеты, технически подкованы и не стеснены в средствах. «Но мы верим, что наша целевая аудитория гораздо шире, — уверен Михаил Амелькин. — Такой прибор нужен и беременным женщинам, и детям, и пожилым людям. Да и вообще всем без исключения! Ведь человеческий организм создан для жизни на свежем воздухе, а не в затхлых помещениях».

Комментарии
Прямой эфир