Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Экономика
Курс доллара впервые с 30 октября 2023 года поднялся выше 94 рублей
Мир
В NASA подтвердили падение мусора с МКС на крышу дома во Флориде
Экономика
В России самозанятые поставили госкомпаниям товаров и услуг на 2 млрд рублей
Общество
Собянин сообщил о завершении строительства двух новых корпусов МГТУ имени Баумана
Мир
Пентагон указал на «серьезную угрозу» дронов и ракет Ирана
Общество
Уровень воды в реке Тобол у Кургана за сутки поднялся на 111 см
Здоровье
Пластический хирург предупредила о рисках от ринопластики
Общество
Стало известно, как часто для повышения на работе требуется высшее образование
Армия
Военкор «Известий» показал работу экипажа РСЗО «Град» на южнодонецком направлении
Происшествия
Жителей тюменского Ишима призвали эвакуироваться из-за критического подъема воды
Общество
Юрист рассказал о выводе средств коррумпированных чиновников через недвижимость
Общество
Апелляционный военный суд получил жалобы и представление на приговор Дарье Треповой
Мир
Байден и его супруга раскрыли свои доходы за 2023 год
Спорт
Россиянка Вероника Кудерметова вышла во второй круг турнира в Штутгарте
Происшествия
В тюменском селе Ильинка уровень воды в реке Ишим превысил критическое значение
Армия
Расчеты РСЗО «Ураган» ночью уничтожили позиции ВСУ на приграничной территории

Система ценностей

Журналист Максим Соколов — о том, почему нынешняя риторика Запада демонстрирует признаки заката
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Съезд державцев части мира в верхнебаварском замке Эльмау был ознаменован заочной полемикой. Державцы и их обслуга разъясняли, почему Россию изгнали из элитного клуба и почему это верно и правильно, а российский правитель и его обслуга, в свою очередь, разъясняли, что не больно-то и надо было, есть у России иные съезды и иные отрады.

Пресс-секретарь В.В. Путина Д.С. Песков (впрочем, практически повторяя формулу, произнесенную главой МИД РФ С.В. Лавровым еще в марте 2014 года) указал: «Дискуссии: приглашали Путина, не приглашали, пригласят, не пригласят, трудно это или легко — хочется еще раз повторить: президент России концентрируется на работе в других, гораздо более эффективных сейчас форматах, которые отражают реальную расстановку, скажем так, всех балансов в мировом экономическом пространстве и т.д.». Присовокупив к тому, что на съездах G20 или БРИКС гораздо интереснее, да и результативнее тоже. А зампред думского комитета по международным делам А.Л. Романович и вовсе сообщил, что нынешние, т.е. без России, съезды державцев проходят в «кастрированном формате».

С одной стороны, действительно, что с Россией, что без России съезды проходили в хорошо известном формате ППР, т.е. «посидели, по<говорили>, разошлись». Собрания прошедших лет никем не запоминаются. Съезды канувшей в небытие КПСС и то порой помнятся лучше.

С другой стороны, бессмысленность мероприятия не исключает его престижности. Какие-нибудь королевские скачки, биеннале, парады, юбилеи, похороны тоже не больно интересны и вовсе не результативны, однако допущенные до них ощущают свою принадлежность к высшему свету, а не допущенные испытывают ущемленность. «Раньше допускали смотреть, как жокей скачет на сивом мерине, а нынче не допускают. Как-то огорчительно». Ибо великое дело — тусовка.

Сходной неискренностью отличаются и доводы другой стороны. Когда председатель Евросовета Д. Туск заявляет: «Все бы предпочли, чтобы Россия была за столом G7, то есть G8. Но наша группа — это не только клуб политических или экономических интересов, это в первую очередь общество ценностей».

Ему вторит пресс-секретарь Белого дома Д. Эрнест: «G7 — это группа демократических наций, которая привержена установлению общих ценностей. И мы решительно стремимся распространять эти ценности по всему миру. Когда мы собираемся вместе, мы посылаем очень сильный сигнал о том, насколько важны эти ценности». О том же говорит фрау канцлерин: «Все отметили, что для нас важно разделять общие ценности. В случае с присоединением Крыма и вмешательством в дела регионов Донецк и Луганск Россия показала, что имеют место различные представления», — все собравшиеся умиляются, забывая, что изначально съезды G6 (с 1976 года — G7) были учреждены и долго существовали совсем для другого.

Тогда державцы полумира, представляющие самые крупные капиталистические экономики, собирались, чтобы сверить часы и прикинуть, как жить дальше будем. Их совокупный вес в мировом рыночном хозяйстве был таков, что эта заявка воспринималась вполне серьезно, а о системе ценностей никто особенно не вспоминал. Больше говорили о нефти, о курсах валют и тому подобных низменных делах.

Такой перенос акцента с полновластной державности на ценности характерен скорее для империй времени упадка — и даже для того, что осталось после всеконечного обрушения этих империй. Средневековый поэт писал от имени Рима: «Властвовал я, процветая, телами земных человеков, // Ныне, поверженный в прах, душами властвую их». Тоже, конечно, почетно и прямо по Туску–Эрнесту — «И мы решительно стремимся распространять эти ценности по всему миру», — однако Рим даже в эпоху папской порнократии, безусловно властвуя душами человеков, не слишком владел их хозяйством и их коронами.

Рассуждения про общие ценности — признак закатный. Не говоря уже о том, что и сами эти ценности G7 при внимательном рассмотрении оказываются довольно сомнительными. Пылающие Левант, Магриб и Донбасс имеют прямое отношение к продвижению тех самых ценностей.

Так что склонность делать хорошую мину при плохой игре явили обе разлученные стороны. Разница лишь в том, что Россия говорит: «Ничего, есть и более интересные собеседники», а державцы из G7 говорят: «Ничего, есть и высшие ценности».

Политическая дискуссия между Россией и Западом, очевидно, в эти высшие ценности не входит.

Комментарии
Прямой эфир