Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин отметил недопустимость беспредела в изъятии детей из семей
Мир
В Кремле указали на невозможность западных ракет ATACMS изменить ход СВО
Общество
Путин призвал поблагодарить жителей Донбасса за терпение и героизм
Мир
Папа римский призвал к переговорам для завершения конфликтов на Украине и в Газе
Армия
Минобороны пополнило экспозицию выставки трофейного оружия из зоны СВО
Наука и техника
Пилотируемый корабль «Шэньчжоу-18» стартовал к китайской орбитальной станции
Общество
Матвиенко заявила о необходимости создать условия для возвращения россиян
Общество
Следователи запросили арест экс-зампреда правительства Подмосковья Стригунковой
Мир
Посольство РФ в Италии осудило сравнение бойцов ВСУ с итальянскими партизанами
Мир
Стало известно о возможной продаже TikTok в США компаниям вне сферы технологий
Общество
ФСБ пресекла деятельность занимавшейся хищениями бюджетных средств банды
Мир
Маск назвал оторванными от реальности заявления Белого дома об Украине
Мир
Глава МО Белоруссии указал на наличие правовой базы для защиты Союзного государства
Политика
Захарова назвала ничтожными призывы Европарламента не признавать выборы в РФ
Мир
Генсек НАТО Столтенберг совершил полет на немецком истребителе Eurofighter
Политика
МИД РФ предупредил об ответе Западу на военную активность в Арктике

В петле улетевшей кометы

Писатель Игорь Мальцев — о большом режиссере и его маленькой вере
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Что вы заладили со своей маленькой верой? Не то что маленькой — никакой не было. Ну не верить же псевдорелигии с фальшивыми пророками на красном иконостасе — Маркс–Ленин–Энгельс. К тому же религия эта стала прямой причиной той тоски и бессмысленности жизни, которую отснял Василий Пичул в своем перестроченом хите «Маленькая Вера». 

Что про нее говорить-то? Что первый мутный секс на советском пока экране? Ну так на этом сделала небольшую себе карьеру Наталья Негода в американском Playboy.

И где потом была Наталья? А нигде — этот фильм ее сломал. Остальным он дал возможность снимать типа правдивое кино дальше. С правдивостью после вылизанных, насквозь вычищенных советских фильмов, может быть, даже вышел перебор. Но то, что это всё похоже на правду, скажут и в Таганроге, и Жданове, и в Иркутске.

Пичул как раз из Жданова — жаркого, нечистого города, из которого караваном шли суда с металлоломом на Ливерпуль и прочие окрестности. От этого Ливерпуля толку что было местным — диски да штаны-техасы. Кому повезло иметь папу-капитана.

Пичулу, юноше из жуткого Жданова, повезло в Москве и с женой-сценаристкой, и с тестем — главным редактором киностудии имени Горького, и с Татьяной Лиозновой, которая вписалась за то, чтобы фильм по сценарию Марии Хмелик всё-таки пошел в производство.

Все помнят, как в Доме кино (московском) кричали после просмотра «Позор!». Кстати, кричавшие, поднимите руки — просто хочется взглянуть.

Можно сколько угодно говорить про репрессии, которые были вельветовыми, а навстречу можно говорить про то, что режиссер ничтоже сумняшеся вместо односерийной картины сделал двухсерийную, никого не спросив.

Беда советcких режиссеров в том, что одни лежат под системой, а другие истерически самовыражаются. Повезло Пичулу, что фильм при этом не положили на полку, хоть Горби и стошнило на просмотре.

А потом уже ему стали давать призы болгарских кинофестивалей. Наверное, мировой успех потом позволил Пичулу снимать «Куклы» на НТВ и говорить, что только работа на телевидении в это ужасное время «позволила ему не сойти с ума и не умереть с голоду». Если честно — никогда не видел ни одного режиссера, умершего с голоду.

Обычно с голоду — совсем другие люди. А режиссеры сгорают на работе. Рвут сердце — всё что угодно.

«Но те, кто был во ВГИКе 1982 году, навсегда запомнили дипломную работу Василия Пичула «Вы чье, старичье?» — пишет кинокритик Вита Рамм.

Этот 35-минутный фильм стал потрясением для ГЭКа, для мастера курса Хуциева, для всех студентов. Защита диплома превратилась в многоходовый детектив — с угрозой сломать юному режиссеру биографию, с переносом дня защиты, с ярким выступлением Бориса Львовича Васильева, который, глядя на растерянных членов ГЭК, говорил о том, что Василий снял не поклеп на социалистический строй, что он, как автор, отвечает за каждое слово в своей повести и что он не за такие дни, как сегодня, воевал, вступал в партию....

Васильева ГЭК опасалась — фронтовик, лауреат, популярный писатель...

А затем вышел Эльдар Александрович Рязанов и сказал о том, что портить жизнь четверкой за талантливую работу — преступление. (И это действительно было так — 4 в режиссерском дипломе означала долгие годы работы ассистентом или вторым режиссером). Обе речи мэтров переполненный зал сопровождал не только аплодисментами, но и единым топотом. Василий получил заслуженную пятерку.

Самый юный из выпуска мастерской Хуциева выстрелил первым. Марлену Мартыновичу за проницательность и дальновидность во время вступительных — отдельное спасибо. А если хотите убедиться, с чего началась «Маленькая Вера», — на торрентах есть дипломная работа Василия Пичула «Вы чье, старичье?»...

А вам не кажется странным, что умирают мужчины самого творческого возраста? Когда и опыт, и сила наконец сливаются воедино?

В нашем кино — просто выкошенное поколение. Михаил Калатозишвили, «Дикое поле» — лучшее кино последнего десятилетия, Валерий Золотуха , сценарист «Мусульманина», теперь вот Василий Пичул. 50–55–60. Конечно, они вышли за пределы пресловутого проклятья 27 лет, 37 лет — ну что там еще считается роковым возрастом для творческих мужчин?

Для музыкантов — 27, для Пушкина с  Маяковским — 37.  Для Петра Луцика — 40, для Леши Саморядова — 31.

Это что? Вроде уже нет работы на полку. Уже нет давления идеологической среды. Уже нет того, нет сего. Нытье по поводу бюджетов и способа их распределения не принимается. Это вы шахтерам расскажите. Тем не менее. Версии про алкоголь не предлагать. Про дурную экологию и баб — тоже. Слишком всё банально. Тогда почему?

Может, шлейф от кометы советского кино всё еще застилает звезды?

Комментарии
Прямой эфир