Вторник, 30 мая 2017
Энергетика 11 августа 2015, 16:15 Андрей Щукин

Неестественный отбор

В конце июня стало известно, что конкурсный отбор мощности на 2016 год будет проходить в два этапа с использованием разработанной в «Совете рынка» «эластичной кривой спроса». Это станет ответом отрасли на переизбыток мощности, выявленный в ходе процедуры прошлого года.

Конкурсный отбор мощности (КОМ) — это основной механизм купли-продажи мощности на энергорынке и самая неоднозначная процедура, использующаяся в отечественной электроэнергетике. Несмотря на то что в целом всеми игроками она признана вполне эффективной, споры об изменении ее правил не прекращаются с момента введения механизма в 2010 году.

Деликатная тема

Идея состоит в том, чтобы плату за мощность получала наиболее эффективная генерация. КОМ проводится осенью, определяя цену на следующий год. Генерация, не отобранная на КОМ, может и дальше работать на рынке. Так, можно торговать только электроэнергией (не получая плату за мощность), а можно получить статус так называемых «вынужденных» генераторов — энергообъектов, которые по тем или иным причинам нельзя остановить. Такие генераторы работают по регулируемым тарифам, которые могут устанавливаться выше цены конкурентного отбора.

Некоторые участники рынка оценивают механизм положительно. Например, начальник управления по взаимодействию с инфраструктурными организациями департамента по работе на оптовом рынке электроэнергии и мощности и анализа рынков компании «РусГидро» Антон Бельченко считает, что существующий механизм КОМ в достаточно полной мере отражает постоянные издержки действующей генерации: «В целом КОМ направлен на то, чтобы покрывать часть издержек генерирующих компаний. Наша оценка данного механизма — умеренно положительная».

Надо сказать, что тема КОМа — довольно деликатная, и обсуждать ее готовы либо достаточно независимые и уверенные в себе участники рынка, либо сторонние эксперты, которые не являются частью системы. Спустя пять лет существования КОМа все сходятся во мнении, что рынок мощности, который задумывался в целях стимулирования обновления генерирующих мощностей, так и не состоялся. С самого запуска он был сильно зарегулирован — ДПМ (договоры предоставления мощности), «вынужденные генераторы», Price Cap и прочее — доля свободного рынка не превышала 15%. Ограничение цены сверху не позволяло компаниям вкладываться в модернизацию и замещение, выводить неэффективное оборудование из эксплуатации. Вместо этого усилия концентрировались на получении статуса «вынужденного» генератора» и на погоне за лучшим тарифом. Далее проблемы стали нарастать как снежный ком: замедление роста потребления (сейчас рост оценивается в пределах 1%), отсутствие рабочего механизма вывода оборудования из эксплуатации, «вынужденная» генерация, профицит предложения (строительство новых АЭС, ГЭС, ТЭС в рамках ДПМ), несоответствие результатов отбора фактическим режимам работы энергосистемы и параметрам балансовой надежности.

Все это привело к тому, что в прошлом году неотобранными оказались 15,4 ГВт мощности (для сравнения, годом ранее эта цифра лишь немного превышала 3 ГВт), избыток мощности на КОМ-2016, по прогнозам Минэнерго РФ, может достигнуть 20 ГВт. А это уже очень нехороший сигнал для всей отрасли — как говорится, что-то пошло не так. Эксперты задумались о пересмотре правил проведения КОМа. «Мы недовольны самой историей КОМа, разные по типу станции нельзя сравнивать. ГЭС, АЭС, ГРЭС и ТЭЦ выходят на рынок с конкурентными предложениями, но у всех разная себестоимость. КОМ необходимо формировать с учетом ключевых аспектов теплового бизнеса, а не только электричества», — отметил генеральный директор компании «Квадра» Владлен Александрович.

Куда кривая заведет

В итоге следующий отбор мощности было решено провести с использованием так называемой модели «эластичного спроса» — когда цена зависит от объема предложения: чем он больше, тем ниже цена (по существующим правилам участники делают заявки, отбираются самые дешевые из них, и, как только спрос насыщается, определяется общая для всех цена). При этом процедура будет проводиться в два этапа — до 9 сентября будет проведен КОМ на 2016 год, в декабре — на 2017, 2018 и 2019 годы. Правительство РФ уже установило предельные максимальные уровни цен на мощность на уровне показателей 2015 года. Для первой ценовой зоны оптового рынка электрической энергии и мощности это 133 тыс. рублей/МВт в месяц, для второй ценовой зоны — 144 тыс. рублей/МВт.

«Угол наклона кривой спроса, долгосрочный отбор — все эти составляющие присущи ряду западных энергетических рынков и являются перспективным направлением для модификации конкурентного отбора, — считает генеральный директор компании «Э.ОН Россия» Максим Широков. — Вместе с тем все предложения необходимо рассматривать в комплексе, тщательно анализируя каждый этап процедуры». По его мнению, параметры кривой спроса не позволяют стимулировать вывод оборудования из эксплуатации, так как чувствительность цены к изменению объема предложения мощности незначительна (вывод 1 ГВт мощности приводит к увеличению цены всего на 2,6 тыс. рублей), а предельный максимальный уровень цены находится на уровне, не позволяющем окупить проекты модернизации, не говоря о новом строительстве.

Другой пример — сроки проведения долгосрочных отборов. В текущем предложении собственники за два месяца должны принять решение о выводе отдельных единиц генерирующего оборудования из эксплуатации на четыре года вперед, что абсолютно невозможно в силу необходимости получения согласований со стороны Системного оператора и Минэнерго, а также соблюдения всех корпоративных процедур. «Как действующая, так и обсуждаемая модели КОМа не отвечают на глобальные вопросы долгосрочного прогнозирования предложения и спроса мощности и не создают предпосылок для развития двусторонних отношений на рынке, — подчеркнула Наталья Невмержицкая, председатель правления некоммерческого партнерства гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний (НП ГП и ЭСК). — По нашему мнению, механизм конкурентного отбора мощности должен дорабатываться и совершенствоваться с учетом интересов как производителей, так и потребителей». Эксперты отмечают, что для исправления ситуации необходимо заложить базу для долгосрочных отборов с учетом проведения конкурсов проектов модернизации на основе замещения неэффективных мощностей, возможностей вывода определенного оборудования в консервацию и компенсации затрат при выводе оборудования из эксплуатации. «На рынке должен присутствовать широкий выбор возможностей, тогда каждый собственник сможет выбрать свой оптимальный вариант, а у государства появится реальная возможность балансировки между развитием отрасли, надежностью системы и нагрузкой на потребителя», — уверен Максим Широков.

Станут ли новые правила КОМа более эффективными, мы узнаем уже в сентябре. Более того, результаты сентябрьского отбора почти наверняка будут серьезно проанализированы с тем, чтобы оптимизировать правила долгосрочного отбора, запланированного на декабрь.

Так что изменения КОМа — похоже, процесс перманентный. «Мы снова оказались в ситуации, когда КОМ должен пройти уже в начале сентября, а соответствующего постановления, устанавливающего новые правила, до сих пор нет, — подчеркнул Илья Левченко, ответственный секретарь комиссии по электроэнергетике Российского союза промышленников и предпринимателей. — Вопрос КОМа — это баланс разнонаправленных интересов участников рынка. Поставщиков не устраивает низкая цена электроэнергии, потребителей — высокая цена. В системе есть огромный избыток мощностей, механизмов ее вывода не предусмотрено. По логике рынка в таких условиях стоимость мощности должна снижаться, но на деле она постоянно растет (в результате совокупности факторов). Вместе с тем новые постановления по КОМу появляются ежегодно, что дезориентирует участников рынка. Так что очередные изменения правил КОМа — лишь полумеры, которые не изменят положение принципиально».

Наверх

Мнения

Наверх