Воскресенье, 28 мая 2017
Образование 1 сентября 2015, 14:48 Екатерина Кочетова

Ну-ка, школы, встаньте в ряд!

В конце лета стали известны результаты рейтинга московских школ (топ-300). В тот же день на интернет-форумах развернулись бурные обсуждения новости жителями столицы: многие радовались за свои учебные заведения, но были и те, кто ставил корректность данных исследования под сомнение. «Известия» отделили домыслы и сплетни от реальных фактов и готовы рассказать о рейтинге только правду.

Для начала — немного формальной информации о правилах составления рейтинга, чтобы развенчать мифы о том, что на его результаты могло повлиять мнение экспертов или нечестные действия со стороны самих школ. Ежегодный рейтинг составляется на основе данных о результатах деятельности школ, содержащихся в информационных системах столичного департамента образования, и поэтому не требует дополнительного сбора информации и экспертных оценок. Критерии рейтинга ежегодно утверждаются советом по государственной программе «Развитие образования города Москвы (Столичное образование) на 2012–2016 годы». Техническое обеспечение расчета рейтинга осуществляется Центром педагогического мастерства. Оно проводится на основе результатов учащихся по ЕГЭ, ОГЭ (так называется основной обязательный вид экзамена в 9-м классе средней школы), общегородским независимым диагностическим работам, а также на основе результатов Всероссийской и Московской олимпиад школьников.

«Традиционно (пятый год подряд) перед началом нового учебного года мы подводим итоги предыдущего учебного года и публикуем данные о вкладе московских школ в образовательные успехи города, — рассказал Иван Ященко, директор Центра педагогического мастерства. — Не путайте, данное исследование — это не рейтинг лучших школ. У каждой семьи свои запросы и свои образовательные потребности. Для многих «лучшая» школа — та, где учился он сам или учится его ребенок. А рейтинг — это качественный ориентир как для родителей и школьников, так и для общества в целом». Иван Ященко обратил внимание на важнейшую особенность рейтинга — его полную «прозрачность». Для участия в нем школам не нужно никуда подавать заявки, тратить время и силы на сбор информации, стараться презентовать себя с лучшей стороны. Не предусмотрены в этой системе и специальные эксперты, которые по ряду критериев оценивают, какая школа лучше. Как уже говорилось выше, рейтинг формируется автоматически и исключительно на основании открытых образовательных результатов. Другими словами, по итогам года в Центре педагогического мастерства просто-напросто подсчитывают уже известные результаты и ранжируют их.

После подведения итогов каждая школа получает подробный расчет своего рейтинга — сводную аналитическую таблицу. Так, у учебных заведений есть возможность не только объективно оценить результаты проделанной за год работы, но и проверить, нет ли в них ошибок и опечаток. Такие случаи иногда бывают, например, ученик поменял фамилию, и его олимпиадный результат не подсоединился к системе. При необходимости школа может в режиме онлайн подать заявку на уточнение параметров. По каждому из недочетов составляется отдельное письмо в свободной текстовой форме. Публикуются результаты рейтинга только после проверки всех данных.

Потребности и возможности

В рейтинге участвуют все школы, расположенные на территории Москвы. Лучшие из учебных заведений получают награды. Так, школы, которые попали в топ-20, получают гранты мэра Москвы I степени, с 21-го по 70-е место — гранты II степени и с 71-го по 170-е место — гранты III степени. Результаты остальных ранжируются от больших к меньшим.

Некоторые пользователи писали на форумах о том, что якобы разные московские школы не находятся в равных по отношению друг к другу условиях и поэтому есть такие учебные заведения, которые надежно «оккупировали» места в топе. Подобная информация не соответствует действительности по нескольким причинам.

Во-первых, доступ к материальным ресурсам у школ абсолютно равный. Ресурсы распределяются в соответствии со строгими формулами, установленными департаментом образования Москвы несколько лет назад. Если объяснять вкратце, то каждая школа получает определенную сумму средств за каждого ученика плюс надбавки за детей-инвалидов. Эти деньги поступают на счет школы, коллектив которой может распределить их почти любым способом (четких правил, утвержденных департаментом, здесь нет). Система понятна, директорам больше не нужно «выбивать» деньги и что-то специально обосновывать своему начальству. Например, раньше учебные заведения разделялись по статусу на гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением отдельных предметов и прочие (они имели повышенное финансирование). Теперь статус не играет роли при распределении средств, а значит, школы некорректно делить на «хорошие» и «плохие». «Хорошие» — это те, где ресурсы распределяются наиболее эффективно и продуктивно.

Во-вторых, некорректно говорить о том, что лидерские позиции прочно «оккупированы» какими-то конкретными учебными заведениями. Итоги рейтинга постоянно меняются в зависимости от того, какая из школ прикладывает больше усилий для достижения значимого результата. Так, в этом году первое место получил лицей № 1535, сразу за ним — на второй строчке — оказался специальный учебно-научный центр «Школа им. А. Н. Колмогорова» при МГУ им. М. В. Ломоносова, на третьем — центр образования № 57 «Пятьдесят седьмая школа». В топ-5 также вошли многопрофильный лицей № 1501 и лицей «Вторая школа». На шестом месте — школа-интернат «Интеллектуал», на седьмом — средняя школа № 179, восьмую строчку занял «Бауманский лицей» (лицей № 1580 при МГТУ им. Н. Э. Баумана), девятую — центр образования № 1329. Десятку лидеров замыкает «Лицейско-гимназический комплекс на Юго-Востоке».

Что изменилось в результатах по сравнению с предыдущим годом? Во-первых, на одну строчку вверх поднялся центр образования № 57. Лицей № 1501, крупное учебное заведение, ориентирующееся на технические вузы, и физико-математическая «Вторая школа» В. Ф. Овчинникова также улучшили свои позиции на несколько пунктов. Впервые в десятку «ворвался» «Лицейско-гимназический комплекс на Юго-Востоке» — активно прогрессирующее учебное заведение, которое много внимания уделяет развитию детских и юношеских талантов. Двое его воспитанников в этом году получили серебряные медали на Международной математической олимпиаде. На момент победы ребята обучались еще только в 10-м классе, так что в следующем году от них можно ждать еще больших успехов. В топ-20 впервые вошли школа № 962 и «Курчатовская школа», которая за прошедший год смогла объединить на своей базе образовательный, творческий и методический потенциалы научно-исследовательского центра «Курчатовский институт».

Дорогу осилит идущий

Изменения произошли не только в «голове», но и в «теле» рейтинга, куда стремительно переместились многие достаточно «молодые» учебные заведения.

Это доказывает, что получить качественные знания можно в любой московской школе, а не только в той, которая расположена в центре и работает уже много десятков лет (почему-то некоторые родители до сих пор верят этому стереотипу).

Например, за прошедший год улучшила свои позиции школа № 2036 в районе Новокосино. Сейчас она занимает 271-е место в списке. «Наша школа была открыта в 2007 году, — говорит Татьяна Иренкова, директор школы. — Уже три года мы входим в рейтинг 300 лучших учебных заведений Москвы. Для нас это очень хороший результат». Сейчас в школе № 2036 одновременно обучаются 3,5 тыс. детей, 60% выпускников набрали более 220 баллов (по трем предметам) на ЕГЭ, 14 ребят стали «стобалльниками». Кроме того, в «копилке» учебного заведения за этот год есть шесть призеров Московской олимпиады школьников, 14 призеров и победителей регионального этапа Всероссийской олимпиады и один победитель ее заключительного этапа. Около 75% учеников посещают в школе различные кружки и секции по интересам, большинство из которых бесплатные. Такие результаты замечают родители, школа № 2036 год от года становится все более востребованной в районе: 296 первоклассников сядут за парты в новом учебном году.

Поднялась в рейтинге и школа № 2031 (также расположенная в Восточном административном округе). В эту школу 1 сентября придут 250 первоклассников, при том что в старших и средних классах детей учится намного меньше. «В 2011 году, когда рейтинг только появился, мы были далеки от участия в нем, — рассказывает Василий Долматов, директор школы. — Однако в какой-то момент оставаться «вне игры» было уже невозможно, мы поняли, что ресурсы город распределяет одинаково, а рейтинг считается по объективным показателям. Искать оправдания тому, что мы не попали даже в его «хвост», было уже бессмысленно. Поэтому мы перестроили свою работу и определили направления, по которым и двигаемся вперед».

Не только эти, но и многие школы растут вместе со своими районами, и через несколько лет они вполне смогут составить серьезную конкуренцию учебным заведениям из первой сотни рейтинга точно. Недооценивать их возможности было бы большой ошибкой.

Оценка только по заслугам

Главные критерии в рейтинге год от года немного меняются, но остаются объективными. Подробнее о них можно узнать на сайте столичного департамента образования. Все критерии разработаны с учетом того, что ни один из них не должен провоцировать школы «избавляться от неуспешных учеников» ради более высокой позиции в рейтинге. Отчасти поэтому при подсчете результатов не учитываются средний балл ЕГЭ и промежуточная успеваемость учеников.

Касательно результатов экзаменов в 11-м классе в критериях указана следующая система подсчета: за каждого учащегося, который по каким-либо трем предметам на ЕГЭ набрал не менее 220 баллов, начисляется 1 балл; от 190 до 219 баллов — 0,5 балла.
По этому поводу на «родительских» форумах в интернете можно было найти отзывы, мол, «ребенка готовит репетитор из вуза, а балл получает школа — несправедливо!». Иван Ященко отвечает на это, что 220 баллов — это не запредельно высокий результат. Это результат, достичь который под силу каждого ребенку, если он сам будет стараться и внимательно слушать на обычных школьных уроках. Репетиторы же готовят «звезд», которым часто нужно получить не менее 270–280 баллов.

Баллы ЕГЭ учитываются именно в таких категориях, потому что учитывать средний балл на экзамене — так же бессмысленно, как и определять среднюю температуру по больнице. Внимание к «среднему баллу» по необязательным предметам привело бы к следующей ситуации: в школах проводили бы внутренний предварительный экзамен, после которого объявляли бы детям и родителям, что все те, чей балл ниже 80–85, к ЕГЭ не допускаются, чтобы не портить статистику. Что еще хуже, от «плохих» учеников школы начали бы избавляться, всеми правдами и неправдами пытаясь повысить рейтинг школы.

Чтобы мотивировать педагогов внимательно работать с каждым ребенком, не учитывается и промежуточная успеваемость: школам легко формально добиться средней хорошей оценки у воспитанников. При этом в школах, где везде стоят «текущие пятерки», параллельно ведут более объективную скрытую статистику, в которую прячут тройки и двойки. «Когда у нас появились мощные информационные системы, в том числе электронные журналы, мы провели исследование и заметили, что лучшие результаты не в тех школах, где высокие текущие результаты, а в тех, где оценка действительно что-то отражает», — отметил Иван Ященко.

Изменения в критериях рейтинга этого года коснулись работы с дошкольниками: учебные заведения получили по 0,6 балла за каждого перешедшего в первый класс из дошкольной группы. В данном случае оценку деятельности школы дают родители: они знают, что их ждет, и осознанно зачисляют ребенка в первый класс, тем самым оказывая доверие школе и ее педагогическому составу.

Доверие к школе со стороны родителей и учеников в сочетании с надежными знаниями и добрым отношением со стороны учителей — вот главный залог успеха в рейтинге. Его главная цель — помочь каждому ребенку найти то учебное заведение, в котором к нему будут относиться со всем возможным вниманием. И это не просто соревнование одних школ с другими школами. Это — соревнование школы с самой собой.

Наверх

Мнения

Наверх