Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
Женщина получила ранения при падении украинского БПЛА в Воронеже
Мир
Взрыв произошел на оружейном заводе BAE Systems в Уэльсе
Мир
Хью Грант урегулировал спор с The Sun за «огромную сумму денег»
Мир
В конгрессе США заявили о переходе к системе займов в вопросе помощи Украине
Мир
В Днепропетровской области Украины сообщили о повреждении объекта инфраструктуры
Мир
В США заявили о массовой сдаче солдат ВСУ в плен РФ из-за отчаянного положения
Общество
Путин поручил вовремя организовать работу по оценке ущерба от паводков
Общество
Прокуратура проверит слова поддержавшей удары ВСУ по России Лазаревой
Общество
Умер актер Виктор Степанов
Мир
Землетрясение магнитудой 6,4 произошло на юго-западе Японии
Мир
Орбан заявил о нежелании Венгрии обрывать экономические связи с РФ
Общество
Собянин освободил от должности заммэра Москвы Бочкарева
Мир
На Украине мужчина вырвался из рук пограничников и сбежал в Венгрию
Мир
НАТО проводит обучение военных в Узбекистане
Общество
Юрий Куклачев переведен из реанимации в обычную палату
Мир
Швейцарские депутаты поддержали запрет нацистских символов

Почтовый банк «вырастят» в розничного лидера к 2023 году

Активы банка, который будет создан ВТБ и «Почтой России», составят 600 млрд рублей, что позволит ему занять место в топ-20 банков
0
Почтовый банк «вырастят» в розничного лидера к 2023 году
Фото: ТАСС/Михаил Метцель
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Активы Почтового банка — совместного проекта группы ВТБ и ФГУП «Почта России» — в 2023 году составят порядка 600 млрд рублей. Новый банк, который создается на базе дочки ВТБ — Лето Банка, будет представлен в 15 тыс. отделений «Почты России», а общее количество банковских окон превысит 20 тыс. Он будет ориентирован на работу с розничными клиентами массового и нижнемассового сегмента, а особое внимание будет уделено пенсионерам, получающим пенсии через отделения «Почты России». Данные показатели и цели будут прописаны в бизнес-модели Почтового банка. Об этом рассказал «Известиям» источник в почтовом ведомстве. Эксперты сходятся во мнении, что при помощи филиалов «Почты России» группа ВТБ получит широкую сеть банковских отделений и составит серьезную конкуренцию Сбербанку. 

Сейчас Лето Банк, по данным портала banki.ru, занимает 87-е место в рейтинге банков по активам. По данным на август 2015 года, они составляли 62,5 млрд рублей. Лидирует в рейтинге Сбербанк России с объемом активов в размере 21,3 трлн рублей. ВТБ занимает второе место — 8,2 трлн рублей. Активы ВТБ24 оценивают в 2,7 трлн рублей.

Сотрудничество группы ВТБ с «Почтой России» значительно расширит клиентскую базу банка. У «Почты России» 42 тыс. отделений по всей России, на начальном этапе банковские точки предполагается открыть в 15 тыс. филиалах «Почты». Речь идет об открытии банковских окон в отделениях почтового оператора. Как пояснил «Известиям» источник, знакомый с параметрами проекта, целевая клиентская база Почтобанка составляет около 20 млн человек.

Клиентский сегмент Почтобанка оценивают как массовый и нижнемассовый. Особое внимание будет уделено пенсионерам. Как пояснил источник «Известий», знакомый с параметрами проекта, основными продуктами Почтобанка станут пенсионные карты и счета, платежи и переводы, срочные кредиты и страхование.

— Постепенно мы хотим открывать банковские точки во всех отделениях. У нас очень большой процент населения — порядка 40% — сейчас не имеет доступа к современным банковским услугам. А многие отделения «Почты России» сейчас нерентабельные, потому что предоставляют мало услуг. Если же они будут оказывать банковские услуги, то при той же самой себестоимости станут окупаемыми и будут приносить дополнительную выручку. Благодаря проекту «Почтовый банк» население получит банковские услуги там, где оно вообще их сейчас не получает. К тому же в небольших городах, где сейчас открыты 1–2 банка, это вообще приведет к резкому развитию конкуренции и предоставит жителям дополнительный выбор, — отмечает источник в Минкомсвязи.

Как ранее писали «Известия», решение о создании Почтового банка уже принято в правительстве РФ. Акционерное соглашение между партнерами — группой ВТБ и ФГУП «Почта России» — будет подписано, скорее всего, до конца года.

Как уточнил «Известиям» источник, знакомый с параметрами проектов, представители «Почты России» войдут в наблюдательный совет, главой совета будет министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров. Согласно акционерному соглашению, у партнеров будут равные права при принятии решений по ключевым вопросам, но операционный контроль будет принадлежать группе ВТБ.

Как пояснил «Известиям» источник, знакомый с деталями бизнес-модели Почтового банка, при «Почте России» будет создана дочерняя компания, которая выкупит 50% минус одна акция Почтового банка. У группы ВТБ, таким образом, доля владения в Лето Банке сократится до 50% плюс 1 акция.

Что касается инвестиций в проект, то, по информации «Известий», «Почта России» будет получать от Почтового банка инфраструктурный платеж за использование отделений «Почты». До 2023 году «Почта» получит 47 млрд рублей. Еще 50% «Почта России» будет получать от доходов Почтового банка. В свою очередь, сама «Почта» инвестирует в проект более 10 млрд рублей, причем в первый год объем инвестиций составит около 3 млрд рублей.

Эксперты отмечают, что Почтобанк, ориентированный на массовый и нижнемассовый клиентский сегмент, может составить конкуренцию уже существующим отделениям Сбербанка, у которого также массовый сегмент составляет существенную долю бизнеса.

— Открытие банковских отделений на базе «Почты России» позволит группе ВТБ конкурировать со Сбербанком в тех населенных пунктах, где банковские услуги востребованы клиентами всех возрастов, но активные вложения в создание банковского офиса с нуля нерентабельны. В крупных городах ВТБ также сможет активизировать соперничество с автоматами микрокредитования и инвестиционными компаниями, предлагающих микрозаймы. Для расширения своего присутствия ВТБ было крайне важно зацепиться за более массовый проект, каким стал Почтобанк. Потому что ни один из существующих банков с точки зрения поглощения не дал бы такого прироста целевой аудитории, как совместный проект с «Почтой России», — поясняет директор аналитического департамента ИК «Golden Hills — Капиталъ АМ» Михаил Крылов.

Также Крылов пояснил, что Лето Банк давно занимается поиском своей целевой аудитории.

— Изначально бренд задумывался как легкий, можно сказать молодежный, но потом выяснилось, что он не стал востребованным ни у молодежи, ни у клиентов розничных сетей, ни у людей, испытывающих сложности с тем, чтобы дожить до получки. Причина в том, что молодые люди предпочитают хранить свои накопления либо в крупных госбанках, таких как ВТБ24 или Сбербанк, либо в крупных частных банках, либо в банках, которые первым предлагают депозитные продукты, например стипендию, — говорит эксперт. — Молодежный кредитный рынок не такой уж глубокий, поэтому разумно ориентировать банк просто на массовый сегмент, как изначально и планировалось при ребрендинге банка «Бежица». Речь идет о двух сегментах: массовом, с доходом на уровне среднего в регионе, и нижнемассовом, с доходом ниже среднего в регионе. Наибольшая экономия масштаба и прирост аудитории будет, если предлагать банковские услуги в контексте других услуг, что как раз и станет возможным в рамках Почтобанка.

Как пояснил начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий, массовый и нижнемассовый сегменты занимают наибольшую долю розничного кредита.

— Рынок необеспеченного потребительского кредита сфокусирован именно на этом слое населения. Почтобанк с учетом 40 тыс. отделений «Почты России» сможет составить достойную конкуренцию Сбербанку, у которого 17 тыс. точек продаж, — считает Осадчий.

Аналитик инвестиционного холдинга «Финам» Антон Сороко отметил, что нижнемассовый и массовый сегменты могут приносить стабильно высокий доход.

— Нельзя назвать массовый сегмент обременительным. Всё зависит от кредитной политики финансовой организации, так что эти клиенты могут приносить стабильно высокий доход. В частности, существенная доля бизнеса Сбербанка — именно массовый сегмент. Тем более именно на этот сегмент нацелен Лето Банк, который за счет этого проекта получит огромный канал сбыта — через отделения «Почты России», — сказал Сороко.

Правда, эксперт сомневается в том, что выбран подходящий момент для запуска такого проекта.

— Для заявленных темпов роста в данный проект придется вложить огромные инвестиции, которые в текущей макроэкономической ситуации изыскивать достаточно сложно. Дополнительные инвестиции в проект со стороны группы ВТБ и «Почты России» потребуются для качественной интеграции софта, переоборудования отделений, а также для обучения линейного персонала, — считает Сороко.

В пресс-службе «Почты России» и ВТБ от комментариев воздержались.

Комментарии
Прямой эфир