Сотрудников театров научат защищать свои авторские права
Министерство культуры РФ планирует разработать методические материалы и типовые документы для театров, филармоний и музеев в сфере авторских прав, чтобы повысить правовую грамотность работников этих учреждений. В данный момент работники бюджетных организаций, создающие произведения искусства, как правило, не получают авторского вознаграждения, им выплачивается только зарплата. Подрядная организация, которая будет выбрана в ходе конкурса, подготовит рекомендации по заключению лицензионных договоров с организациями, управляющими правами на коллективной основе (в их числе — Российское авторское общество, Всероссийское общество интеллектуальной собственности и Российский союз правообладателей).
Таким образом Минкультуры хочет «стимулировать творческую активность среди работников учреждений культуры и вовлекать в экономический оборот принадлежащих им результатов интеллектуальной деятельности», следует из материалов конкурса.
— Это подразумевают создание для учреждений культуры таких условий, в которых они будут активно создавать как можно большее количество продуктов интеллектуальной деятельности и, используя их в своих целях (в том числе продавая или предоставляя права на их использование), смогут получать достойное вознаграждение, — заявили в пресс-службе Минкультуры в ответ на запрос «Известий».
Уполномоченный при президенте по защите прав предпринимателей Анатолий Семенов назвал инициативу «правильной и своевременной».
— Сейчас, когда какой-нибудь творец создает что-то в рамках своих служебных заданий, работая на зарплате в филармонии, его объект интеллектуальной собственности никак не фиксируется в сделках. На самом деле он имеет право на дополнительное вознаграждение, то есть Минкультуры просто хочет навести порядок в этой сфере, — сказал Семенов. — В результате работники культуры будут получать больше денег, а деньги, в свою очередь, стимулируют их создавать произведения искусства.
Опрошенные «Известиями» деятели культуры отнеслись к инициативе по-разному.
Композитор Рубен Затикян, заведующий музыкальной частью Театра Российской армии, подчеркнул, что интеллектуальную собственность необходимо защищать, однако деятельность организаций, занимающихся авторскими правами, непрозрачна.
— Инициатива хорошая, но она ни к чему не приведет. Проблема в том, что не совсем ясна политика РА и других компаний, занимающихся авторскими правами. Скажем, мое творчество принесло прибыль в 26 млн рублей. По идее, я должен был получить свои 5%, так как у меня заключен договор с РАО. Я деньги не получил. Хотя в РАО мне сказали, что все отчисления произведены, — рассказал Затикян.
Режиссер Валерий Сторчак назвал разработку методических материалов по вопросам интеллектуальной собственности хорошей идеей, однако заметил, что на практике это будет неэффективно.
— Если рассматривать идею абстрактно, то она, безусловно, хорошая. Важно просветить всех собственников относительно авторских прав. Но применительно к нашим реалиям это работать не будет. Например, в Театре п/р Олега Табакова уже 13 лет идет мой спектакль «Два ангела, четыре человека». Я был не согласен с тем, что они внесли изменения в спектакль без моего ведома, и попросил убрать его из репертуара. Мне ответили отказом. Я обратился в суд, который встал на сторону Табакова. Эта история тянется уже много лет, и никаких авторских выплат я не получаю, — заметил Сторчак.
Председатель Союза композиторов Свердловской области Александр Пантыкин считает нецелесообразным обучать людей творческих профессий авторскому праву и предлагает заниматься этим продюсерам.
— Исторически сложилось так, что искусство и деньги шли рука об руку. Но это очень сложное сотрудничество. Как правило, у выдающихся музыкантов, артистов были агенты, которые занимались продажей творчества. Это и есть тот самый институт продюсерства, который у нас отсутствует. Продюсер профессионально продает талант. У нас же огромное количество талантливых людей не знает, как себя применить, к кому идти и кого спросить, — отметил Пантыкин. — Если государство собирается решать этот вопрос, то его необходимо рассматривать с двух сторон — создателей и тех, кто продает этот труд. Обучать творческих людей бессмысленно. Они никогда не смогут заключать договоры, потому что для этого нужна юридическая подготовка. Это отдельная профессия, которой должны заниматься другие люди.
В апреле 2015 года члены Общественного совета при Минкультуры на закрытом заседании раскритиковали деятельность Российского авторского общества (РАО) и Российского союза правообладателей (РСП) и направили в организации просьбу опубликовать подробные данные об авторских отчислениях за 2014 год. По мнению автора инициативы, члена ОС Минкультуры Павла Пожигайло, деньги, отчисляемые в РАО и РСП, курсируют среди слишком узкого круга, а до многих провинциальных композиторов и писателей не доходят.
Сейчас в России работают четыре аккредитованные государством организации по коллективному управлению правами: Российское авторское общество (РАО, производит отчисления авторам текстов, музыки и т.п.), Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС, отчисления исполнителям), Российский союз правообладателей (РСП, вознаграждение за прослушивание гражданами в личных целях) и Партнерство по защите и управлению правами в сфере искусства (УПРАВИС, отчисления в пользу художников). РАО, РСП и ВОИС аффилированы между собой. Глава РАО и РСП — Сергей Федотов.
В июле три крупнейшие организации по коллективному управлению правами — РАО, РСП и ВОИС — объединились в профсоюз. Такое решение было принято на совместной конференции этих организаций в «Президент-отеле». Новая структура получила название «Профсоюз деятелей культуры, российское авторское общество (ПДК РАО)». Предполагается, что она будет совмещать функции коллективного управления правами и профессионального союза деятелей культуры.