Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В США признались в наращивании оборонно-промышленной базы за счет Украины
Мир
В Кремле указали на невозможность западных ракет ATACMS изменить ход СВО
Общество
Путин назвал приоритетом поддержку рождаемости и достойное качество жизни семей
Общество
Собянин сообщил о бесплатной парковке в Москве в праздничные дни
Общество
Глава Росфинмониторинга заявил о финансировании теракта в «Крокусе» криптовалютой
Мир
В МИД РФ назвали ядерные объекты НАТО в Польше военной целью
Общество
Матвиенко заявила о необходимости создать условия для возвращения россиян
Экономика
Хуснуллин заявил о всеобщей заинтересованности в строительстве ВСМ
Политика
Политолог указал на желание Польши избавиться от украинских беженцев
Общество
Песков сообщил о продолжении курируемых Ивановым строительных контрактах
Мир
МИД РФ назвал отчаянным фейком обсуждение запрета консульских услуг за рубежом
Мир
Алиев заявил, что Азербайджан не будет поставлять оружие Украине
Общество
Матвиенко заявила о контроле Путиным выполнения социальных обязательств
Общество
Захарова указала на обнародование Ереминым данных об охоте ВСУ за журналистами
Общество
Возгорание емкостей с нефтепродуктами в Омске локализовано на 1 тыс. кв. м
Мир
МИД РФ назвал шовинизмом решение Латвии отказаться от русского языка в школах

Региональные выборы-2015 показали системную конкуренцию

За последние 4 года в России впервые назначили второй тур, а «Единая Россия» стала уступать парламентской оппозиции в ряде регионов
0
Региональные выборы-2015 показали системную конкуренцию
Фото: ТАСС/ Евгений Курсков
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В понедельник, 14 сентября, Центризбирком подвел окончательные итоги региональных выборов. Фактически данные голосования показывают, что конкурентность возрастает, однако только между представителями парламентских партий. Малые партии в региональной кампании не добились успеха, хотя могут в дальнейшем побороться за 3% на думских выборах, которые дадут им ряд преференций, в том числе и материальных.

По данным ГАС «Выборы», врио главы Амурской области Александр Козлов («Единая Россия») набрал 50,64%, Иван Абрамов (ЛДПР) — 28,3%, Роман Кобызов (КПРФ) — 14,87%. В Марий Эл врио главы республики Леонид Маркелов («Единая Россия») набрал 50,76% голосов избирателей, у Сергея Мамаева (КПРФ) — 32,33%, у Кирилла Черкасова (ЛДПР) — 7,14%. 

Самым ярким показателем борьбы на этих выборах стала кампания в Иркутской области, где 27 сентября пройдет второй тур выборов. Лидеру голосования, действующему главе региона Сергею Ерощенко не хватило лишь 0,4% для победы в первом туре — его поддержали 49,6% избирателей. Кандидат от КПРФ Сергей Левченко набрал 36,61%, Лариса Егорова («Справедливая Россия») — 6,76%, а Олег Кузнецов (ЛДПР) — 4,15%. 

Интрига сохранялась до последнего и на выборах в Омской области, где врио губернатора Виктор Назаров («Единая Россия») набрал 60% голосов, а второе место получил коммунист Олег Дениcенко — 28,53%.

Если в законодательных собраниях регионов «Единая Россия» сохранила квалифицированное большинство, то на выборах в горсовет Новосибирска (мэром города является коммунист Анатолий Локоть) партия власти шла ноздря в ноздрю с КПРФ. По итогам обработки бюллетеней с 95% участков ЕР набирает 34,25% голосов, КПРФ — 33,65%. Разрыв примерно 1%. Третье место на выборах в горсовет занимает партийный список «Справедливой России» с результатом 10,15% голосов, затем следует ЛДПР с 8,46% голосов. Остальные партии не преодолели 5-процентный барьер. 

В Верхнем Уфалее Челябинской области «Единая Россия» потерпела сокрушительное поражение, взяв 4 мандата из 20. Один мандат достался члену ЕР, а остальные 3 получили сторонники партии. Основные же кандидаты-единороссы потерпели поражение, в том числе спикер горсобрания Александр Собакин, его заместитель Елена Большакова, секретарь местного политсовета «Единой России» Алексей Нечаев.

Партия власти также получила 2 мандата из 10 на выборах депутатов местного городского Совета Ладушкина Калининградской области. Остальные мандаты получили самовыдвиженцы. В поселке Вершина Тёи в Хакасии, где голодают и бастуют горняки, победа в выборах досталась КПРФ. «Единая Россия» здесь получила 3 мандата.

В Томской области ЕР проиграла выборы глав четырех районов. В шести районах победили кандидаты от «Единой России», а в четырех районах победили самовыдвиженцы — в Бакчарском, Кривошеинском, Зырянском и Александровском.

Глава фонда «Институт социально-экономических и политических исследований» (ИСЭПИ) Дмитрий Бадовский, комментируя прошедшие выборы, отметил, что за последние годы администрация президента формировала определенные правила игры для того, чтобы обеспечить качество политической конкуренции в политической системе. При этом Кремль неоднократно подчеркивал, что конкурентность, открытость, легитимность — ключевые факторы выборов, а демократия — это определенность процедур при неопределенности результата.

— На этих выборах такое накопление в политической системе произошло. В большинстве случаев все поняли, что все эти принципы не на словах, а на деле. В этом году они более полно были реализованы. Если говорить про качество конкуренции, то в прошлом году губернаторов больше всего критиковали за то, что они не готовы обеспечивать участие в выборах именно представителей парламентских партий. Тогда как парламентские партии — это и есть основные системообразующие партии, которые представляют собой ядро партийной системы, — сказал Бадовский, добавив, что состоявшиеся выборы наглядно показали, что парламентские партии в сумме набирают порядка 80–90% голосов избирателей, а это и есть основа представительства политических интересов.

По словам главы ИСЭПИ, в этом году в большинстве случаев представители парламентских партий практически не испытывали никаких проблем в регистрации своих кандидатов, если не брать во внимание какие-то коалиционные соглашения, какие-то иные компромиссы между партиями. Во всех остальных случаях обеспечена полная конкурентность на уровне парламентских политических партий, что привело к появлению в целом ряде регионов вторых лиц, лидеров типа Левченко, Абрамова и других, которые и сформировали предпосылки того, что в ряде регионов ситуация могла закончиться вторым туром, а в Иркутске это и произошло. 

— Это результат системной работы прошлых лет, и на сегодняшний день мы наблюдаем качественный скачок в конкурентности. Важен сигнал, который получили и губернаторы, и партии, что есть политическая система, открытая и ориентированная на качество конкуренции. Исход борьбы не предопределен, она реально конкурентна. Никто не боится вторых туров, — отмечает политолог.

На сегодняшний день выборы показали, что большая парламентская четверка остается ядром партийной системы и аккумулирует 80% и более голосов избирателей, участвующих в выборах. В этом смысле прогноз при голосовании по партийным спискам состоит в том, продолжает Дмитрий Бадовский, что именно парламентская четверка имеет предпочтительные шансы преодолеть 5-процентный барьер. При этом если по итогам последних 2 лет у «Справедливой России» наблюдалась отчасти негативная динамика, то в этом году «эсерам» по многим территориям этот тренд удалось переломить, они этот барьер практически везде преодолевают. 

— Что касается малых партий, то они в 2016 году будут бороться за свое политическое представительство в Госдуме. Прежде всего через участие лидеров этих партий в выборах в одномандатных округах, и в результате этого, скорее всего, ряд малых партий (4–5) свое политическое представительство в Госдуме обеспечат. Малые партии, помимо преодоления 5-процентного барьера или борьбы за победу в одномандатных округах, борются еще и за 3%. По закону наличие на парламентских выборов 3% голосов обеспечивает целый ряд квалификационных преференций для партий — участие без сбора подписей в выборах, а также госфинансирование, — прогнозирует глава ИСЭПИ, уверяя, что борьба за 3-процентный приз будет носить серьезный характер.

Повышение конкурентоспособности на выборах становится позитивной тенденцией, отмечают эксперты, а результаты прошедших 13 сентября выборов — яркое тому подтверждение. По мнению политологов, наиболее интригующими стали местные региональные кампании. Руководитель департамента региональных исследований Центра политических технологий Ростислав Туровский отмечает первый прецедент проведения выборов в два тура (губернатор Иркутской области) и, по его словам, не очень убедительные победы Леонида Маркелова (Марий Эл), Александра Козлова (Приамурье). 

— Появление конкурентных сценариев является позитивным фактором, поскольку еще 2–3 года назад такие сценарии представлялись просто невозможными на региональных выборах, — поясняет эксперт. — Местные муниципальные выборы оказались интереснее с точки зрения межпартийной конкуренции, поскольку на муниципальном уровне теперь нельзя говорить об абсолютном доминировании ЕР. 

Туровский объясняет, что «Справедливой России» и ЛДПР удалось добиться неплохих результатов за счет перераспределения ресурсов в пользу парламентских кампаний, в некоторых случаях даже потеснив главного конкурента — КПРФ. Низкую популярность малых и новообразованных партий политолог связывает с тем, что массовому избирателю неинтересно разбираться в семи десятках подобных организаций и проще выразить поддержку известным политическим объединениям. 

— Не тот уровень протестных настроений в обществе, чтобы искать какую-то новую партию, — считает Туровский. — Поэтому избиратель мыслит просто и ориентируется либо на поддержку действующей власти, либо на поддержку более-менее хорошо известных ему партий парламентской оппозиции.  

Руководитель Политической экспертной группы Константин Калачев обращает внимание на успех «Справедливой России», которой ранее пророчили невысокий результат. 

— До этого выборного цикла было представление, что пария переживает кризис и ее шанс на прохождение в Госдуму спорен. Нужно отдать должное — СР смогла собраться и провести активно кампанию, — считает политолог. 

По его мнению, в следующем думском созыве партия будет представлена точно, а КПРФ заложила серьезный фундамент для участия в следующих губернаторских выборах. Несистемные партии, несмотря на высокую активность, по словам Калачева, просели в содержательной части. 

— Что касается позиций несистемной оппозиции, то очевидно, что наличие одновременно «Яблока» и ПАРНАСа дробит либеральный электорат. Сказал бы более того, что либеральная часть общества так и не нашла свою партию, — уверен политолог.  

Комментарии
Прямой эфир