Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров заявил о содействии России укреплению безопасности стран Африки
Общество
В Кремле назвали важной роль Ельцина в становлении современной России
Мир
WSJ указала на истощение ВСУ после нескольких месяцев непрерывных боев
Политика
Путин назвал целью терактов подрыв стабильности суверенных государств
Мир
В Польше заявили о неподготовленности армии к военному конфликту
Мир
МИД Ямайки объявил о признании Палестины независимым государством
Мир
ЕК выплатила Украине второй транш бюджетной помощи в размере €1,5 млрд
Интернет и технологии
В Кремле заявили о принимаемых РКН мерах по блокированию VPN-сервисов
Политика
Песков подтвердил позицию Москвы по санитарной зоне для защиты от ВСУ
Мир
Британия сообщила об атаке неизвестных на судно у берегов Джибути
Мир
В Харькове сообщили о лишении города собственной генерации электричества
Мир
Патрушев указал на боязнь прозападных стран признать правоту РФ по Украине
Общество
Адвокат замминистра обороны Иванова отверг в деле факт передачи взятки
Происшествия
Уровень воды в Ишиме в тюменском селе Абатское достиг 980 см
Экономика
Минфин попросил суд остановить корпоративные права владельца Альфа-банка с Кипра
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»

Победа стабильности и безопасности

Политолог Арсений Сивицкий — о долгосрочных последствиях итогов президентских выборов в Беларуси
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В минувшее воскресенье, 11 октября, в Беларуси прошли очередные президентские выборы. По предварительным данным Центризбиркома, Александр Лукашенко победил на пятых выборах президента Беларуси с рекордным для себя результатом: за действующего главу государства проголосовало 83,49%. Ни один из его соперников, в число которых вошли активистка «Говори правду» Татьяна Короткевич (4,42%), лидер либерал-демократов Сергей Гайдукевич (3,32%), верховный атаман «Белорусского казачества» Николай Улахович (1,67%), не преодолел пятипроцентный барьер. Против всех проголосовали 6,4% избирателей. Явка по стране составила 87,2%.

Нельзя сказать, что эти результаты оказались неожиданными. Еще в августе проведенный Информационно-аналитическим центром при администрации президента социологический опрос показал, что доверие действующему президенту Беларуси высказывает 76,6% избирателей.

На фоне украинского кризиса и неспособности других кандидатов сформулировать новую повестку дня, отличающуюся существенным образом от программы действующего президента, кандидатура Александра Лукашенко оказалась безальтернативной.

По оценкам белорусских журналистов и наблюдателей, эта президентская кампания вошла в историю Беларуси как сама скучная и неинтересная. Особенно она контрастирует с президентскими выборами 19 декабря 2010 года, когда в знак протеста против действующих властей на улицы Минска вышло несколько тысяч белорусских граждан. Все это в итоге закончилось столкновениями с органами правопорядка, которые в западных СМИ окрестили как «брутальный разгром демократической общественности».

Трагические последствия киевского майдана и последовавший за ним украинский кризис оказали самое непосредственное влияние на дискредитацию активной протестной повестки дня белоруской оппозиции в глазах граждан. Согласно социологическим опросам, не более 3–5 % белорусов готовы были поддержать «плошчу» — белорусский аналог майдана. Неспособность оппозиционных лидеров сформулировать общественно значимую альтернативную программу свидетельствует об идейном и политическом банкротстве белорусской оппозиции.

Наиболее протестная часть оппозиции в лице недавно освобожденного политического заключенного Николая Статкевича, председателя Объединенной гражданской партии Анатолия Лебедько и лидера движения «За государственность и независимость Беларуси» Владимира Некляева решила воздержаться от проведения активных протестных действий в день президентских выборов, проведя несколько несанкционированных шествий накануне. Оппозиционеры решили сосредоточить усилия на делигитимизации итогов президентской гонки как внутри Беларуси, так и на международной арене.

Татьяна Короткевич, представляющая умеренную оппозицию, смогла собрать необходимые 100 тыс. подписей для выдвижения в качестве кандидата в президенты и избрала иную стратегию. Она подстроилась под настроения основной части белорусского общества, уловив запрос на стабильность, но при этом одновременно и на поступательные трансформации во всех сферах жизни белорусского общества. Поэтому Татьяна Короткевич и заняла второе место в президентской гонке.

Главная причина такого серьезного процентного разрыва между первым и вторым местом заключается в том, что в сознании большей части общества Александр Лукашенко является воплощением и гарантией стабильности, безопасности и независимости Беларуси, особенно в нынешнем напряженном геополитическом контексте.

Если внутреннюю легитимность Александр Лукашенко смог обеспечить себе без особых проблем даже на фоне ухудшающейся социально-экономической ситуации в стране, главной интригой президентской кампании остается реакция западных государств. Традиционно Запад не признавал результаты выборов в Беларуси, считая их не соответствующими демократическим стандартам. Однако ситуация изменилась. Белорусские власти выполнили главные условия для начала процесса нормализации отношений с западными странами: накануне выпустили шесть политических заключенных, а также провели нынешнюю избирательную кампанию в соответствии с минимальными ожиданиями западных партнеров.

Всё это станет основной для того, чтобы дипломатическая разрядка, которую можно было наблюдать между западными столицами и Минском, перешла в режим полноценной нормализации отношений. По слухам, в ближайшее время ЕС может принять решение о приостановке действий санкций против Беларуси, в том числе действующих в отношении высшего белорусского военно-политического руководства. Предполагается, что в зависимости от степени прогресса в двусторонних отношениях санкции могут быть пересмотрены и отменены.

Причины, по которым Запад решил пересмотреть свое отношение к Александру Лукашенко, сводятся не только к выполнению необходимых технических условий для активизации сотрудничества. Де-факто Александр Лукашенко уже вышел из внешнеполитической изоляции со стороны Запада, поспособствовав урегулированию украинского кризиса через организацию переговорной площадки в Минске, а также выступив своеобразным донором региональной стабильности и безопасности. Позиция Беларуси в условиях украинского кризиса и новой холодной войны между Россией и Западом характеризуются не только как миротворческая, но и как нейтральная с военно-политической точки зрения.

С начала украинского кризиса Александр Лукашенко неоднократно заявлял о гарантиях невозможности вторжения в третьи страны с территории Беларуси. Западные государства, испытывающие на себе колоссальное давление внешних геополитических кризисов в Восточной Европе и на Ближнем Востоке, были вынуждены признать конструктивную роль Беларуси в обеспечении региональной стабильности и безопасности. Пожалуй, впервые за последние годы в Минск стали приезжать лидеры западных государств и представители европейских структур не для того, чтобы в очередной раз обвинить белорусские власти в несоблюдении прав человека, но чтобы обсудить острые проблемы регионального и глобального масштабов.

Таким образом, Минску удалось успешно конвертировать свою позицию в контексте украинского кризиса и новой холодной войны в конкретные внешнеполитические дивиденды, главным из которых стала нормализация отношений с западными столицами, возможная заморозка санкций и частичное признание итогов президентских выборов.

В свою очередь, развитие событий по данному сценарию позволит Беларуси получить доступ к западным рынкам капитала, технологиям и углубить экономическое взаимодействие с западными партнерами, чтобы преодолеть как негативные кризисные тенденции внутри белорусской экономики, так и восполнить обнажившийся в этом году недостаток экономической поддержки со стороны России.

Вместе с тем очевидно, что в Москве будут внимательно следить за процессом нормализации отношений между Беларусью и Западом, не позволяя белорусскому руководству пересекать определенные красные линии. Видимо, с этой целью без предварительного согласования с Минском за несколько недель до президентских выборов в Кремле запустили процесс создания российской авиабазы на территории Беларуси.

Однако главная проблема заключается в том, как эти красные линии видятся в Минске и Кремле. Минск не собираются нормализовывать отношения с Западом в ущерб своим стратегическим обязательствам перед Россией и евразийским интеграционным процессам, но в то же время Беларусь будет всячески избегать втягивания в новою холодную войну.

Вместо того, чтобы пытаться втянуть Беларусь в эту новую холодную войну, следовало бы подумать над тем, как использовать посреднический потенциал нормализации между Минском и западными столицами для восстановления диалога и последующей перезагрузки отношений между Россией и Западом.

Автор — директор Центра стратегических и внешнеполитических исследований (Минск, Беларусь)

Комментарии
Прямой эфир