Воскресенье, 28 мая 2017
Образование 20 ноября 2015, 17:22 Екатерина Кочетова

Сдавать и не сдаваться!

Фото: PhotoXPress.ru

В конце октября всех, у кого в планах было получение водительского удостоверения, взбудоражила новость: совсем скоро существенно изменятся правила сдачи экзамена в ГИБДД. Предполагается, что эта мера должна помочь повысить качество подготовки будущих автомобилистов и снизить аварийность на дорогах. «Известия» узнали, так ли это на самом деле.

Слухи о том, что вслед за реформой автошкол будет «реформа водителей», ходили уже давно, однако окончательно подтвердились они только 28 октября, когда Министерство внутренних дел России официально утвердило Административный регламент по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений. Помимо прочего в регламенте был существенно изменен порядок проведения экзаменов на право управления транспортными средствами.

Вопрос времени

Многие СМИ писали, что новые правила вступят в силу с 1 января 2016 года, но пока в министерстве на вопрос о сроках отвечают пространно: «В настоящее время приказ МВД России, утвердивший Административный регламент, направлен на государственную регистрацию в Министерство юстиции РФ, после чего будет официально опубликован и вступит в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования».

Соответственно ничего конкретного не могут сказать и в самих автошколах. «Изменения в порядке сдачи экзамена точно будут, но мы не знаем когда, — рассказал администратор в автошколе «АвтоСити» на станции метро «Выхино». — Мы даже не знаем, какие точно новые требования будут для сдачи экзамена на площадке и в городе, поэтому инструкторы учат по «старым» правилам». Практически то же самое ответили и в другой автошколе, «Авто-Форум», в филиале на станции метро «Октябрьская»: «Когда изменения вступят в силу, сдать экзамен будет гораздо сложнее, это правда. Как только «заработают» новые правила, инструкторы и ученики узнают об этом первыми».

Напомним, что актуальные в настоящее время программы обучения в автошколах в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ официально вступили в силу 11 августа 2014 года. На обучение для получения категории В всего отводится 190 часов. Из них 130 часов — теория, 56 — практика и 4 — экзамен. «Программы обучения были приняты в прошлом году, они не изменятся, — отметил Игорь Белавин, директор автошколы «Старт». — Поэтому увеличения количества учебных часов в теоретическом классе, на площадке и в городе не планируется даже при условии, что экзамен ученики будут сдавать по новым правилам».

Новые правила

Что конкретно изменится в правилах сдачи экзамена на самую популярную категорию В? Важно отметить, что эти изменения нельзя назвать точными на 100%, потому что в Минюсте они пока официально не зарегистрированы. Данные об изменениях были взяты из проекта Административного регламента. «Пока никто не видел утвержденный регламент, — говорит Елена Зайцева, исполнительный директор Ассоциации автомобильных школ города Москвы. — Последний этап общественных обсуждений проекта состоялся еще два года назад. Что с тех пор изменилось в регламенте, никто не знает. В марте этого года проект регламента прошел антикоррупционную экспертизу, в ходе которой только эксперты могли ознакомиться с документом и написать свои замечания. Я не думаю, что эта экспертиза сильно повлияла на содержание регламента, но все-таки некоторые изменения в нем могут быть».

В целом экзамен в ГИБДД пока состоит из трех этапов — теоретического экзамена, площадки (тест на владение первоначальными навыками вождения) и экзамена в городе. Эта структура экзамена останется неизменной. В настоящее время, чтобы сдать теоретическую часть экзамена, нужно правильно ответить на 18 вопросов из 20 (допускаются две «безнаказанные» ошибки). По новым правилам каждую ошибку нужно будет «отработать» и ответить еще на пять дополнительных вопросов из того же тематического блока (всего таких блоков 22, например «Дорожные знаки и разметка», «Сигналы светофора и регулировщика», «Начало движения, маневрирование» и другие).

Что касается экзамена на площадке, то теперь для получения прав категории B нужно будет освоить на несколько упражнений больше. Пока водители учатся выполнять только «змейку» (объезд нескольких столбиков), разворот в ограниченном пространстве, параллельную парковку, въезд задним ходом в гараж и проезд эстакады. По новым правилам на площадке будут отрабатываться и другие упражнения, например безопасная посадка и высадка пассажиров.

Появятся два новых обязательных упражнения и в третьей, «городской», части экзамена: «Разворот за пределами перекрестка» и «Проезд железнодорожного переезда».

Как и прежде, экзаменуемый будет получать 5, 3 или 1 балл за каждую ошибку в зависимости от типа нарушения (грубое, среднее или мелкое). При 5 набранных баллах экзамен считается проваленным. При этом «цена ошибки» существенно вырастет. Например если водитель проигнорирует требование экзаменатора-инспектора ГИБДД развернуться на ближайшем перекрестке, то это будет сразу считаться грубым нарушением, а экзамен — несданным. Если гражданин забыл пристегнуться ремнем безопасности, за это начислят 3 балла вместо 1. Если при старте с места заглох двигатель, то за это дадут 1 балл (пока это вообще не считается нарушением).

Согласно измененному Административному регламенту МВД, изменится и внешний вид водительских прав. Там теперь будут проставлять специальные отметки, если у водителя есть какие-то ограничения к управлению машиной. Отметка МС будет означать, что гражданин имеет право ездить на автомобиле только с ручным управлением (из-за инвалидности), АТ — на машине с автоматической коробкой передач. Отметка GCL означает, что водитель имеет право садиться за руль только в очках или коррекционных линзах, HA/CF — со слуховым аппаратом. Решение о проставлении отметки ГИБДД принимает не самостоятельно, а по данным из предъявленной гражданином медсправки.

Бесполезная «площадка»?

Как уже говорилось выше, предполагается, что новые правила сдачи экзамена в ГИБДД должны повысить безопасность на дорогах. С этим согласны не все эксперты. «Безопасность на дорогах точно не повысится, потому что изменить хотят только правила сдачи экзамена в ГИБДД, а не его методику, — говорит Елена Зайцева. — В других странах людей, которые принимают экзамены, специально обучают. За рубежом прием экзамена на право управления транспортными средствами считается едва ли не отдельной квалификацией, в то время как у нас оценить водительские навыки ученика может любой инспектор ГИБДД старше 25 лет с высшим образованием и открытой водительской категорией (той, по которой он принимает экзамен)». Эксперт также критически относится к тому, что на площадке могут появиться новые упражнения: «На мой взгляд, добавились совершенно бесполезные и непонятные задания к тем, которые уже были. Зато по новым правилам хотят установить определенные временные рамки, в соответствии с которыми маневрирование на площадке должно происходить в ускоренном режиме. Зачем это нужно начинающему водителю, который и так волнуется на экзамене? Каким образом безопасность водителя будет зависеть от того, что он будет ставить машину на парковку не за минуту, а за 30 секунд?»

Интересно, что во многих зарубежных странах вообще нет первой части практического экзамена. Там считается, что проверять первоначальные навыки вождения (а именно для этого и нужен экзамен на площадке) у водителя, которому уже дают водительское удостоверение, не нужно и не логично. Практически во всех европейских странах водитель демонстрирует свое умение ездить, маневрировать и парковаться сразу в городе, а не в замкнутом пространстве, где единственный ориентир — это оранжевые пластиковые палочки. Так, по данным Московской базы инструкторов по вождению, в Германии практические занятия сразу проходят на дорогах, улицах и автострадах, без отработки навыков вождения на автодромах. Количество часов, проведенных за рулем учебной машины, варьируется в зависимости от величины населенного пункта. Чем больше город, тем дольше придется практиковаться. В среднем обучение длится на протяжении 10 месяцев и завершается обязательным экзаменом продолжительностью 5 часов.

Думать, а не просто «сдавать»

По-другому обстоит в зарубежных странах и ситуация со сдачей теоретической части экзамена. В России будущим водителям нужно выучить 800 вопросов (многие из них были придуманы еще несколько десятилетий назад). Вопросы можно решать самостоятельно неограниченное количество раз онлайн в интернете или в специальных мобильных приложениях. Многие ученики даже не пытаются понять суть той или иной дорожной ситуации, потому что для успешной сдачи экзамена достаточно «вызубрить» правильные ответы. В европейских странах такой способ сдачи экзамена не сработает. Там дорожные ситуации в билетах максимально приближены к реальным, а сами билеты периодически обновляются (в Швейцарии, например, каждые два года) и не находятся в свободном доступе. Предполагается, что ученики должны хорошо знать правила и уметь ответить на любые вопросы с ходу, когда впервые увидят их на экзамене.

По мнению Елены Зайцевой, изменение правил сдачи экзамена в ГИБДД может привести к тому, что уровень безо­пасности на дорогах не повысится, но зато увеличится количество случаев, когда экзамен сдают за деньги: «Цены на сдачу экзамена в ГИБДД устанавливают сами инспекторы, а не автошколы. Пользуясь случаем, хочу напомнить, что, заплатив деньги, вы не приобретаете новые знания, а только сдаете экзамен. Сложно сказать, насколько безопасным лично для вас и для других участников дорожного движения будет ваше поведение на дороге».

Таким образом, вывод из грозящего нововведения можно сделать очень простой: все, кто уже учится или только собирается пойти на занятия в автошколу, должны быть более требовательными в первую очередь к самим себе. Вне зависимости от изменений правил (которые могут быть очень спорными) учить ПДД и ответственно подходить к обучению на площадке и в городе нужно всегда. Чем больше будет таких учеников — тем безо­паснее будет на дорогах.

Инфографика: Василиса Дорошина

Наверх

Мнения

Наверх