Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
Путин распорядился провести форум «Россия — спортивная держава» в Уфе
Общество
На Камчатке нашли тело второго пропавшего под лавиной туриста
Мир
На Украине признали неспособность противостоять российским БПЛА
Спорт
«Трактор» победил «Динамо» в овертайме и увеличил преимущество в серии
Мир
Politico узнала о намерениях КНР бойкотировать встречи по Украине без участия РФ
Общество
Полиция нашла тайник с награбленным из петербургского банка на 1,6 млрд рублей
Авто
Автодилеры предсказали «ценовые войны» в России
Мир
США и Великобритания нанесли не менее 10 авиаударов по Йемену
Мир
Маск упрекнул Байдена в безразличии к страдающим от набегов нелегалов американцам
Мир
Министр обороны ФРГ Писториус раскритиковал идею заморозить украинский конфликт
Культура
В России вышла неизданная книга Теодора Драйзера
Мир
США выразили обеспокоенность планами Израиля по операции в Рафахе
Армия
Майор Жирохов под обстрелом ВСУ наладил связь и помог ВС РФ разгромить противника
Мир
В ФРГ заинтересовались российским опытом проведения ДЭГ
Экономика
ЦБ РФ проработает расширение перечня сохраненной информации о клиентах

Пять бессмертных романов Умберто Эко

В Италии умер известный писатель Умберто Эко. «Известия» публикуют подборку из пяти романов, составивших литературную славу писателя
0
Пять бессмертных романов Умберто Эко
Фото: REUTERS/Andrea Comas
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Умберто Эко начинал свою литературную деятельность не с художественных произведений, а с научных трудов. Так, первой в печать вышла работа «Искусство и красота в средневековой эстетике», а следом еще несколько сборников, посвященных литературе, этике и семиологии, хотя всемирную славу Эко принесли именно его романы. «Известия» публикуют подборку самых известных книг писателя.


«Пять эссе на темы этики»

В предисловии к этому сборнику Эко писал: «У собранных здесь эссе две общие характеристики. Во-первых, они создавались по случаю, для выступления на конференциях и заседаниях. Во-вторых, при всем разнообразии тематики все эссе носят этический характер, то есть говорят о том, что делать хорошо, что делать дурно и чего не следует делать ни при каких обстоятельствах».

И действительно, все эти тексты автор произносил вслух перед публикой. Да и названия говорят сами за себя и в комментарии не нуждаются: «Вечный фашизм», «Осмысляя войну», «О прессе», «Миграции: терпимость и нестерпимое», «Когда на сцену приходит Другой».

Италия в годы Второй мировой войны находилась в коалиции с фашистской Германией, что составляло отдельную боль для писателя. Эко навсегда остался ярым противником идеологии Третьего рейха и не раз возвращался к ней в своих работах.  


«Имя розы»

Первый роман Эко, который до сих пор успешно переиздается на разных языках, вышел в Италии в 1980 году. В России он был издан в 1989 году в переводе Елены Костюкович. Главный герой, бывший инквизитор Вильгельм Баскервильский, расследует серию преступлений в монастыре монахов-бенедиктинцев. «Что такое любовь? На всем свете ни человек, ни дьявол, ни какая-нибудь иная вещь не внушает мне столько подозрений, сколько любовь, ибо она проникает в душу глубже, нежели прочие чувства. Ничто на свете так не занимает, так не сковывает сердце, как любовь. Поэтому, если не иметь в душе оружия, укрощающего любовь, — эта душа беззащитна и нет ей никакого спасения».


«Маятник Фуко» 

Второй и, пожалуй, самый сложный роман Эко, удостоившийся отдельного словаря. Книга пронизана отсылками к каббале, средневековым трактатам по алхимии и другим тайным знаниям. По сюжету трое друзей-издателей ради шутки создают свое тайное общество, основанное на прочитанных книгах по оккультизму. Однако шутка оказывается не такой безобидной, когда на одного из героев начинает охоту настоящее тайное общество, уверенное, что он нашел ключ к утраченному сокровищу ордена тамплиеров. «Мир монотонен, история ничему не учит людей, и в каждом поколении всё те же страхи, всё те же страсти, события не повторяются, но одно напоминает другое... Новости, открытия, откровения — всё изживает себя».

«Баудолино»

Роман, который считается фантастическим, рассказывает о жизни крестьянского мальчика, усыновленного знаменитым германским императором Фридрихом Барбароссой. Наслушавшись рассказов о неведомых землях и необыкновенных приключениях, Баудолино отправляется на поиски царства пресвитера Иоанна, по пути встречая весь средневековый и античный бестиарий. В этой книге Эко создал искусственный язык, составленный из смеси нескольких средневековых. 

«Императоры — люди, и история, в частности, результат их слабостей».


«История уродства»

Книга, парная «Истории красоты», выходившая под редакцией Умберто Эко. В ней Эко рассматривает феномен безобразного, рассуждая на тему, всегда ли уродство есть зло. Основана на научной работе Эко «Искусство и красота в средневековой эстетике».

«Существует канон красоты, учение о пропорциональности и гармонии, внушительный ряд философских определений прекрасного в природе и в искусстве. Когда же речь заходит о безобразном, нелегко отыскать емкое и меткое определение. Идеала уродства не существует, и перед лицом этого многоликого царства историк культуры вынужден не подыскивать общее понятие, а дать по возможности подробный каталог мерзкого, ужасающего, отвратительного».

Комментарии
Прямой эфир