Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Захарова назвала Армению инструментом Запада для «разжигания пожара» на Кавказе
Мир
Посольство РФ заявило об отсутствии данных о задержании россиян в Германии
Общество
Песков назвал Путина требовательным к представителям власти
Политика
В ГД указали на кражу Западом ресурсов других стран для собственного обогащения
Мир
Страны G7 рассказали о планах на замороженные активы России
Мир
В МИДе предупредили об ответе в случае конфискацию активов РФ на Западе
Общество
Собянин представил стратегию развития столичного здравоохранения до 2030 года
Мир
ФРГ назвала нежелательным участие РФ в церемониях по случаю освобождения концлагерей
Армия
ВС РФ улучшили положение по переднему краю на донецком направлении
Экономика
ФАС напомнила продавцам куриных яиц о запрете на необоснованное повышение цен
Мир
Генпрокуратура ФРГ подтвердила аресты подозреваемых в шпионаже в пользу РФ
Общество
Суд в Москве заочно арестовал трех командиров ВСУ по обвинению в убийствах
Общество
МЧС РФ заявило о пике паводка в Тюменской области в начале третьей декады апреля
Мир
Google уволил 28 сотрудников после их антиизраильской забастовки
Общество
Российские авиакомпании выполнили все задержанные накануне рейсы из Дубая
Общество
В Оренбургской области за сутки освободились от воды более 870 домов

«Иностранные гости на ВЭФ смогут получить электронную визу»

Министр РФ по развитию Дальнего Востока Александр Галушка рассказал о подготовке ко второму Восточному экономическому форуму во Владивостоке, который должен помочь региону развиваться
0
«Иностранные гости на ВЭФ смогут получить электронную визу»
фото предоставлено пресс-службой Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Александр Галушка рассказал корреспонденту газеты «Известия» Светлане Субботиной о подготовке к Восточному экономическому форуму (ВЭФ-2016), о введении упрощенного визового режима во Владивостоке, о привлеченных инвестициях, о новых рабочих местах, а также о том, чем проекты Южной Кореи отличаются от проектов Северной.

— Александр Сергеевич, как проходит подготовка ко второму Восточному экономическому форуму? Сейчас всех заботит вопрос — смогут ли иностранные гости воспользоваться визовыми послаблениями? И еще, будет ли форум проходить на той же площадке Владивостока — в корпусах Дальневосточного университета на острове Русский — или есть другие предложения?

— В президентском указе о ВЭФ Владивосток обозначен как место проведения форума, площадка будет та же — кампус ДВФУ, более детальная информация будет ближе к мероприятию. А если в целом говорить о подготовке ко второму ВЭФу, то она началась ровно на следующий день после окончания первого, в сентябре прошлого года.

Что касается упрощенного визового режима, напомню, он предусмотрен в федеральном законе «О Свободном порте Владивосток» и регулируется отдельным постановлением правительства. Проект этого постановления уже внесен в правительство. Предполагается, что иностранные граждане, которые приезжают в Россию через Свободный порт Владивосток, будут получать новый тип визы — электронную визу. Такой механизм существует в мире, но в России пока его нет. Электронная виза будет оформляться через интернет: заявитель будет заполнять онлайн-анкету, наши компетентные органы также через Сеть будут формировать подтверждение о выдаче визы. Важным итогом проработки документа в правительстве стало общее понимание, что за электронную визу не должен уплачиваться консульский сбор. Это значит, что не будет никакого финансового барьера в получении визы.

Дата введения упрощенного визового режима законом не определена, и такая практика очевидно требует перестройки порядка работы пунктов пропуска, их технического дооснащения. Вместе с тем мы понимаем, что с этой мерой связаны значительные ожидания и граждан, и бизнеса. Рассчитываем, что с июля упрощенным визовым режимом смогут воспользоваться те, кто прибывает в международный аэропорт Кневичи и в морской пассажирский терминал Владивостока. Мы нацелены на то, чтобы участники второго Восточного экономического форума смогли воспользоваться этой преференцией.

— Можете уже сейчас сказать, в чем отличие ВЭФ-2016 от ВЭФ-2015, будет ли учтен опыт первого форума? Очень много критических замечаний звучало именно к логистике форума. И по стоимости — откуда деньги на форум — будет ли он дороже или дешевле предшествующего? Кого и какие страны планируется пригласить?

— Я напомню, что 19 мая 2015 года вышел указ президента о проведении форума, а в начале сентября прошлого года он должен был состояться и состоялся. Несмотря на ограничения по времени для подготовки такого крупного международного мероприятия, мы со своей стороны сделали всё возможное, чтобы оно прошло на достойном уровне.

Мы провели опрос участников ВЭФа, чтобы выявить сильные и слабые стороны, чтобы понять, что понравилось, а что нет. Многие гости отмечали высокое качество программных мероприятий форума: по их мнению, деловая честь мероприятия была содержательной, интересной, сфокусированной. В итоге у нас сложилась достаточно ясная картина, в какую сторону форум развивать.

Что касается бюджета форума — напомню, что первый Восточный экономический форум прошел при нулевых затратах со стороны бюджета, это были целиком спонсорские деньги. Это хороший опыт.

— Уже известно, что будет в программе ВЭФ-2016?

— Проект архитектуры программы готов. Он является преемственным к программе первого форума, развивает ее, углубляет, вносит новые грани, но в целом — восточный вектор развития России — это и есть стержень программы. Документ должен пройти обсуждение на заседании оргкомитета ВЭФа, после этого мы представим его СМИ. Могу лишь уточнить, что интересные дискуссии, презентации и обсуждения участникам гарантированы. Более того, существенной особенностью предстоящего форума станет презентация первых реальных историй успеха на Дальнем Востоке — когда сами инвесторы расскажут, как они воспользовались механизмами экономического развития — получили ту или иную поддержку, стали резидентами ТОРов или Свободного порта — и что именно им удалось сделать. Одно дело, когда говорят государственные служащие, и совсем другое, когда выступает бизнес — те самые «потребители» инвестиционного климата, который сегодня создается государством.

После того как архитектуру утвердим, будем приглашать основных спикеров и модераторов. Приглашаем все государства, но объективно упор делаем на азиатские страны. Ожидаем, что соотношение российских и зарубежных участников будет примерно 50/50.

— А что будет с приглашенными? В прошлом году не все желающие смогли попасть на ВЭФ, было много тех, кому не повезло, — им отказали.

— Так получилось, что в прошлом году в последние 2–3 недели пошел вал желающих принять участие, пришлось отказывать целому ряду потенциальных участников. Я сожалею, что так случилось, но это было единственно возможное решение, учитывая, что мы не смогли бы всех принять и разместить.

В этом году форум готовится в плановом режиме в течение года. Вместе с тем надо понимать, что площадка у нас больше не стала. Владивосток — динамично развивающийся город, но пока не настолько велик, как, например, Москва или Санкт-Петербург, чтобы принимать всех без ограничений.

— Как обстоят дела по реализации проекта по выделению «дальневосточного гектара»? Вопрос затрагивает широкие слои населения, есть ли обратная связь? 

— Сейчас завершается работа над законопроектом для принятия его Государственной думой во втором чтении. Мы учли по максимуму все конструктивные предложения. Выйти на окончательно сформулированное решение — задача на самое ближайшее время. С 1 мая этот механизм должен уже заработать.

Сейчас мы закладываем в закон преференции для дальневосточников. Сначала в пилотном режиме механизм предоставления земли запустится только для местных жителей (на уровне отдельных муниципалитетов дальневосточных регионов). Регионы уже определили муниципальные образования для пилотной работы закона — например, на Камчатке это будет Усть-Большерецкий район, в Приморье — Ханкайский район, в Якутии — Намский улус. Потом в течение трех месяцев закон будет работать для жителей Дальнего Востока, а затем землю смогут выбирать и получать все без исключения граждане Российской Федерации, а также участники программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

— Представители Минвостокразвития сейчас находятся в Южной Корее с презентацией идей Агропромышленного фонда. Что это за проект? Вы говорили в прошлом году о трехсторонних проектах — Россия–Южная Корея–КНДР. Как вообще развиваются наши экономические отношения с КНДР после очередных ядерных испытаний?

— В конце прошлого года мы создали с китайскими партнерами совместный агропромышленный фонд. В январе подписали учредительное соглашение, в начале февраля был сформирован пакет документов, сейчас уже идет учредительная фаза  — формируется паевой инвестфонд, где 51% будет у российской стороны и 49% — у китайской. По аналогии с китайским фондом прорабатываем создание такой же структуры с корейскими партнерами. Заместитель министра в Сеуле как раз ведет переговоры как с органами власти, так и с корейскими предпринимателями, которые занимаются агропромышленным бизнесом, а также с корейскими финансовыми институтами.

Работать эти проекты будут в России. Земля — российская, работают компании, зарегистрированные в России, рабочая сила на 80% российская, поставщики — тоже российские, со стороны иностранных партнеров — капитал и рынок. Интерес партнеров очевиден — применить свой капитал и получить качественную и экологичную сельхозпродукцию. Таким образом, развивается сельхозпроизводство у нас в России, создаются рабочие места, налоги платятся в российский бюджет, мы получаем рынок сбыта и поставляем продукцию на экспорт.

С КНДР после очередных ядерных испытаний торгово-экономическое сотрудничество будет развиваться в той части, которая не противоречит резолюциям Совета Безопасности ООН. Так, в 2015 году вышел на промышленную мощность транспортно-логистический проект «Хасан–Раджин», грузооборот по итогам года составил 1,5 млн т. Продолжаются совместные проекты в энергетике. Продолжаются поставки товаров российского производства — продукты питания, фармацевтические препараты, топливо — в Северную Корею. Из этой страны в Россию поставляются полезные ископаемые, представляющие интерес для российских предприятий.

— Министерство объявило сбор предложений по стратегии развития Дальнего Востока. Вроде как есть действующая стратегия. Что именно разрабатывается, какие уже есть наработки и что вы рассчитываете получить от граждан, экспертов и организаций?

— За несколько дней с начала сбора предложений к нам их поступило два десятка, среди них — инициативы по разработке стратегии развития малой авиации в регионе, несколько предложений по развитию культуры и духовно-нравственного воспитания на Дальнем Востоке, точечные инициативы по развитию городской инфраструктуры и ЖКХ и т.д. Эта работа продолжится — мы не только собираем предложения, мы также намерены проводить общественные слушания и публичные консультации, чтобы активно вовлекать экспертов и заинтересованных граждан в разработку стратегии.

— Насколько новый документ будет отличаться от старого?

— С момента подготовки старой версии стратегии произошли геополитические и стратегические изменения, Азиатско-Тихоокеанский регион стал доминирующим в экономическом смысле регионом мира. ХХI век — век Азии, и это предполагает учет глобального тренда и в национальной стратегии Дальнего Востока. Появились и наработаны новые инструменты развития территории — Свободный порт, территории опережающего развития, инфраструктурная поддержка инвестиционных проектов, Фонд развития Дальнего Востока, запущена новая коммуникационная международная площадка — ВЭФ. Все эти инструменты также требуют учета в стратегии развития макрорегиона.

— Каковы  планы на 2016 год?

— Нам нужно принять закон о «дальневосточном гектаре» и закон о Свободном порте Дальнего Востока. Сейчас в правительстве работаем над законопроектом о международном медицинском кластере во Владивостоке. Необходимо запустить упрощенный визовый режим Свободного порта.

Кроме того, правительство подготовило новый механизм поддержки инвестиционных проектов на Дальнем Востоке, понимая, что субсидий в нынешнем бюджете может не хватать для реализации всех проектов. Речь идет о механизме компенсации частным инвесторам их затрат на инфраструктуру за счет налога на прибыль, который уплачивается в рамках инвестиционного проекта.

В планах — создание новых территорий опережающего развития (ТОРов). В ближайшее время будут созданы два ТОРа в Сахалинской области. Один — промышленно-логистической направленности — в Еврейской автономной области. В Амурской области работаем над ТОРом в Свободненском районе — здесь будет крупнейший в России газоперерабатывающий завод.  

Ведем большую работу по рассмотрению самых разных госпрограмм, всего их 27, которые должны быть сориентированы на интересы Дальнего Востока. Бюджетные инвестиции — это важнейший ресурс комплексного развития макрорегиона, особенно в части развития здравоохранения, образования, сельского хозяйства.

Главное в текущем году — чтобы новые механизмы поддержки инвестиционных проектов на Дальнем Востоке начали работать в полную мощь. Более 1 трлн рублей инвестиций уже привлечено или простимулировано с помощью новых инструментов — это достаточно много. Сейчас нужно не просто собрать заявки, но и реализовать планы — построить предприятия, обеспечить работников, начать выпуск продукции. Первые заводы в ТОРах уже на финальном этапе строительства — планируется ряд вводов уже во II–III кварталах текущего года.

Будем мониторить ситуацию с проявлением кризисных явлений и оперативно отвечать на все вызовы. Готовимся провести вторую демографическую конференцию, предыдущая прошла в прошлом году.

Работаем над предложениями по развитию рыбной и лесной отрасли. Есть уже подготовленные предложения по созданию рыбных кластеров на Дальнем Востоке.

— То есть икры будет много?

– И рыбы тоже.

— Более 1 трлн рублей инвестиций — это за какой срок получены средства и как они распределяются?

— Более 1 трлн рублей инвестиций дают в совокупности новые механизмы по развитию Дальнего Востока. Год назад этих механизмов не было. И инвестиций не было.

В Свободный порт Владивосток уже подано 45 заявок на 145,5 млрд рублей прямых инвестиций. За этими заявками стоят конкретные инвестиционные проекты: строительство и реконструкция мощных портовых терминалов, транспортно-логистических и складских комплексов, холодильный комплекс для перевалки рыбной продукции, современное производство энергосберегающих ламп, новый гостиничный комплекс. Интенсивность подачи заявок растет, значит, востребованность Свободного порта увеличивается.

По ТОРам поступило 109 твердых заявок на 456 млрд рублей прямых инвестиций. Это высокотехнологичный завод по производству комплектующих для авиастроения в Хабаровском крае, нефтеперерабатывающий завод в Амурской области, завод строительных материалов в Якутии, предприятия глубокой переработки древесины в Хабаровском крае, современный судостроительный завод, транспортно-логистические комплексы и агропромышленные кластеры в Приморье, разработка крупнейшего Беринговского угольного бассейна на Чукотке, создание комплексного туристического кластера на Камчатке. Всего — более сотни новых производств по всему Дальнему Востоку. Для создания инфраструктуры необходимо 20 млрд бюджетных средств. Как видно, на сегодняшний день вышли на хорошее соотношение по ТОРам частных средств и государственных вложений — более 20 частных рублей инвестиций на 1 рубль бюджетных затрат.

По инфраструктурной поддержке инвестпроектов — это тоже новый механизм, заработавший только в прошлом году — мы провели два тура отбора проектов на получение субсидий из федерального бюджета. Итог первого тура — шесть проектов: господдержка — 13,8 млрд рублей, частные инвестиции — свыше 126 млрд рублей. Итог второго тура — еще шесть проектов: господдержка — 31 млрд рублей, объем частных вложений — 365,74 млрд рублей.

Также 2015-й стал годом начала полноценной работы Фонда развития Дальнего Востока. Итог первого года работы — участие в шести проектах: Фонд вкладывает 9,5 млрд рублей, привлекая при этом 64,5 млрд рублей частных инвестиций.

Из всех этих инвестиций и складывается сумма, превышающая 1 трлн рублей.

— Сколько человек может потребоваться для реализации всех этих проектов?

— Первая оценка тех проектов, которые запускаются в ТОРах и в зоне Свободного порта, — порядка 50 тыс. новых качественных рабочих мест. Специально созданная правительством структура — Агентство развития человеческого капитала — структурирует потребности по каждому проекту, детально прорабатываются ответы на вопросы: какие, откуда и когда будут привлечены профессиональные кадры? Готовится к изданию справочник востребованных профессий на Дальнем Востоке. Он будет подробно отражать потребность в квалифицированных кадрах, которая формируется в макрорегионе. 

Комментарии
Прямой эфир