Новости, деловые новости - Известия
Среда,
27 июля
2016 года

«Без любви не может быть детской книги»

Известный издатель детских книг, член правления Ассоциации книгоиздателей России Георгий Гупало — о книжном бизнесе и росте популярности детского чтения

Фото из личного архива

Кризису не удалось пошатнуть позиции детской литературы на книжном рынке. Накануне Всемирного дня писателей (3 марта) об этом рассказал «Известиям» редактор «Эксмо» Сергей Рубис. Подробнее о тенденции корреспондент «Известий» поговорила с книгоиздателем Георгием Гупало. 

— Георгий Михайлович, не так давно «Известия» писали о том, что по сравнению со всеми прочими сегментами книг с детской литературой всё нормально. Продажи книг не падают, даже несмотря на кризис... 

— Детский сегмент достаточно стабилен, хотя и ощущает на себе все колебания отрасли. Из хорошего могу назвать наметившуюся в последние годы тенденцию к существенному улучшению качества выпускаемой детской литературы. Никогда ранее в нашей стране не выходило столько отличных детских книг. Появляются новые детские издательства, выходят изумительной красоты детские книги, есть издания, которыми мы можем гордиться, выполненные на мировом уровне. Выставка non/fiction уже который год фиксирует рост детского направления. Наплыв посетителей «детского этажа» растет, там всё больше проходит интереснейших презентаций, вызывающих повышенное внимание у публики. Безусловно, меня, как издателя и человека, любящего книгу, это не может не радовать. 

— А какова вообще ситуация на российском книжном рынке?










— Крайне тяжелая. Идет массовое сокращение книжных магазинов, до сих пор не решены правовые вопросы в интернет-торговле, нет сильного профессионального союза — лоббиста книжной отрасли, нет системного подхода в продвижении книг и книжности. Да что там говорить, нет даже серьезного исследования книжного рынка. Мы только приблизительно можем назвать его объем. Как можно говорить о развитии какого-то направления бизнеса, если нет статистики и нет понимания необходимости объединения усилий для решения общих проблем. Вернее, понимание есть, но на практике все крайне разобщены.

— Где искать причины кризиса? Вина ли это издателей, правительства или это системный кризис, отразившийся на всех сферах — и на книжной заодно? 

— Безусловно, книжная отрасль, как часть экономики страны, зависит от тех негативных процессов, которые мы наблюдаем последние годы. Выбор между куском хлеба и книгой очевиден. К тому же нет мотивации в покупке книг. Ты можешь стать очень богатым и успешным человеком, быть депутатом, губернатором или министром, но при этом не только не читать книг, но даже гордиться своим невежеством. Примеров мы знаем массу. Недавно один депутат высмеял Чарльза Дарвина, утверждая, что только с большого перепоя можно было придумать теорию эволюции. И что? Его кто-то осудил, над ним посмеялись? Нет, скорее осудят меня за критику высказывания депутата. 










Виноваты и сами издатели. Наша разобщенность и нежелание подняться над личными бизнес-интересами крайне отрицательно сказываются на бизнесе в целом. Можно добавить еще и полиграфистов, и производителей бумаги, переживающих сейчас подъем. Производство книг и бумаги для книг составляет небольшую часть их деятельности, гораздо больше приносит упаковка. В Германии производители бумаги, полиграфических машин и полиграфисты уделяют огромное внимание книжному сегменту, справедливо полагая, что от его роста зависит и их благосостояние. В нашей стране на развитие малодоходного направления обращают внимание только тогда, когда иссякает источник большего дохода.  

— Какие запросы сегодня у родителей и детей? 

— Есть два мира: Москва с крупными городами и вся Россия. Запросы в этих мирах разные. В Москве довольно много людей, способных купить дорогую, качественно сделанную детскую книгу. В регионах книги дороже 100 рублей почти не продаются. При том что хорошо иллюстрированная книга, отпечатанная на хорошей бумаге, не может стоить в магазине 100 рублей. Вернее, может, но это должен быть огромный тираж, который негде реализовать. Опять возвращаемся к началу беседы — сокращению книжных магазинов. 

Еще одна проблема — недостаток информации о выходящих книгах. Есть потрясающие издания, но о них мало кто знает. Некому рассказать, как о художнике Серове, на выставку которого все так ломились этой зимой. Поэтому люди предпочитают покупать старые, проверенные годами переиздания Чуковского и Барто. Этому способствует и вспыхнувшая внезапно ностальгия по прошлому. Большой части общества интереснее смотреть назад, чем двигаться вперед. 

— Можно ли сказать, что современные дети читают намного меньше, чем предыдущие поколения?










— Нет. Категорически нет. Современные дети читают значительно больше, чем даже читали мы. Другое дело качество чтения. Согласитесь, что переписка во «ВКонтакте» очень далека от романов Жюля Верна или Дюма. Но кто мешает этим детям показать другие ориентиры? Посмотрите на тиражи детских книг в десятки миллионов экземпляров в США и наши в десятки тысяч. Чем вызвана пропасть в тиражах одного и того же произведения у нас и в Америке? Кстати, то же самое можно сказать и о кино. Несопоставимые доходы от проката там и у нас. Надо искать причину или причины.

— Ну вот вы недавно запустили серию книг «Энимал букс», где разные известные люди выступают от лица всяких животных...

— Мне кажется, мы первые придумали, чтобы известный человек рассказывал о звериных талантах и способностях и доказывал, что именно его зверь самый-самый лучший зверь на свете. Среди авторов серии: Вениамин Смехов, Сергей Юрский, Майя Кучерская, Ефим Шифрин, Александр Тимофеевский, Андрей Макаревич... Мы, когда выбирали авторов, тщательно следили, чтобы автор обладал чувством юмора, любил зверей и позитивно относился к жизни. 

— А как по-вашему, какой должна быть книга, которая бы понравилась детям?  

— Книга должна быть сделана качественно и с любовью. Без любви вообще не может быть ничего. Тем более детской книги. 

Известия // суббота, 12 марта 2016 года

«Без любви не может быть детской книги»

«Без любви не может быть детской книги»Известный издатель детских книг, член правления Ассоциации книгоиздателей России Георгий Гупало — о книжном бизнесе и росте популярности детского чтения

скопируйте этот текст к себе в блог:

Новости партнеров



реклама
Закрыть

Цитировать в комментарии
Сообщить об ошибке