Ностальгия по суперзвездам
В российский прокат выходит драма «Лайф» — четвертая полнометражная работа режиссера Антона Корбейна.
«Лайф» — точка, в которой сходятся четыре линии. Это название журнала, а также слово «жизнь», подразумевающее судьбу сразу трех людей: восходящей звезды Warner Bros Джеймса Дина (Дэйн Дехаан), начинающего фотографа Денниса Стока (Роберт Паттисон) и — через Денниса — самого Корбейна.
То есть «Лайф» — кино автобиографическое. Корбейн сам начинал фотографом, работал на концертах известных музыкантов, а потому прекрасно понимает мотивы Стока. Герой Паттисона, теряя время и силы, впустую гоняется за капризным молодым актером, пытаясь уговорить его сняться в фотосессии.
По жанру «Лайф» еще и байопик. Джеймс Дин действительно был звездой начала 1950-х. Фильм охватывает короткий период его жизни между съемками в кинохитах и ранней смертью. Но все же главный герой «Лайфа» не Дин, а Сток, которому приходится делать непростой выбор между искусством и ремесленничеством. Через Стока Корбейн напоминает нам, что фотография — это искусство, а не только селфи и прочие развлечения. Именно его фотосессия с Дином осталась в истории кинематографа.
При этом сюжет довольно условен: Корбейн не стал делать акцент на событиях из жизни Дина (хотя там нашлось бы, о чем снимать) или на его творческих терзаниях, а показал случайную душевную симпатию, которая иногда внезапно возникает между совершенно чужими людьми.
Дехаан раскрывает своего героя через невнятные диалоги, а больше — через взгляд. Показывает капризным баловнем голливудских боссов и тонким, умным, талантливым человеком, живущим в предчувствии близкого конца. Получается просто завораживающе. И потому, что Дехаану всегда удавались нетривиальные личности с расколотой душой — стоит только вспомнить его работу в драме Джона Коркидаса «Убей своих любимых». И потому, что он во многом играет себя: любой начинающий актер проходит через те же медные трубы. Эпоха изменилась, но Голливуд по прежнему остается фабрикой грез.
В целом «Лайф» получился медитативным, атмосферным и немного затянутым. Как всякий фотограф, Корбейн превыше всего ставит атмосферу и свет. Крупные планы проходят сквозной деталью, задающей тон картине все два часа. При этом декорации, костюмы и грим идеально попадают в эпоху.
Фильм действительно можно сравнить с фотосессией для журнала. Весь интерес не в том, что происходит на экране, а в недосказанных словах и полунамеках. Возможно, «Лайф» — это ностальгия режиссера по юности и завершившейся эпохе суперзвезд. Кино для тех, кому эстетическое удовольствие от кадра важнее развития событий.