Новости, деловые новости - Известия
Понедельник,
30 мая
2016 года

«Если ты недоволен миром, значит, мир будет недоволен тобой»

Певица Настя Полева — о том, как создавал свой первый клип Алексей Балабанов, выбирал соавторов Илья Кормильцев и мастерил сценические костюмы Слава Бутусов

Фото: РИА НОВОСТИ/Вадим Жернов

Исполнилось 30 лет Свердловскому рок-клубу, подарившему отечественной музыке такие команды, как «Наутилус Помпилиус», «Чайф», «Урфин Джюс», «Настя». Во время недавних московских гастролей группы «Настя» певица Галина Босая встретилась с ее лидером Настей Полевой. Разговор шел о том, с чего начинался свердловский рок, каким оказался первый клипмейкерский опыт культового режиссера Алексея Балабанова и что за человек был Илья Кормильцев.

— Настя, если верить «Википедии», твоя группа родилась в 1986 году, то есть у вас в этом году юбилей.

 — Если совсем официально, то в 1989-м. До этого группы не было, мне помогали музыканты из разных чужих составов. В 1986 году состоялось мое первое выступление — на Первом фестивале Свердловского рок-клуба. Я спела пять или шесть песен, среди которых были «Вниз по течению неба», «Тацу», «Ариадна», «Ночные братья». Это было уникальное событие: формально группы менялись, но люди на сцене оставались одни и те же. Все друг другу помогали. Слава Бутусов из соображений зрелищности обвязал меня бельевой веревкой, так что я едва могла двигаться.  

— Да, я помню, у меня даже есть видео с этого фестиваля.

 — Видишь, а мы даже не знали, что это всё снимается. Тогда даже камеры VHS были большой редкостью. В 1987-м появился первый альбом «Тацу». А потом еще два года я «загорала», прежде чем собрался состав, который мог играть на постоянной основе. На первые гастроли мы ездили, что называется, за еду, ни о какой продаже билетов или гонорарах не могло быть и речи.   

 — Это была единственная женская группа в Свердловске?

 — Нет, на фестивале 1986 года еще выступала группа «Ева». В ней, кстати, играла на гитаре Люба Трифонова, которая потом появилась в одном из ранних составов группы «СерьГа», ее можно видеть у них в клипах. А сейчас она играет в какой-то кавер-группе.

 — Ваши альбомы распространялись через «магнитиздат»?

 — Да. Пленка попадала в город, и через какое-то время альбом уже был у всех. Но специально дистрибуцией никто не занимался. А когда такие попытки случались, это иногда приводило к печальным последствиям. Например, в группе «Трек», в которой я тоже пела, был барабанщик, который решил выслать пленку музыкальному обозревателю «Комсомольской правды» Филинову. И ничего лучше не придумал, чем отправить ее наложенным платежом. Тот на почте заплатил, но так разозлился, что пропесочил нас в газете вдоль и поперек. Получилось, что группа занималась незаконным предпринимательством, и об этом написала центральная газета.

— Ты помнишь момент, когда группу «Настя» впервые показали по телевидению?

 — По-настоящему мы прогремели на ТВ в программе «Чертово колесо». Эта передача рассказывала о рок-клубах разных городов тогдашнего СССР. В рамках «Чертова колеса» мы умудрились в подвалах Останкинского телецентра снять наш первый клип. То есть сначала они сняли передачу, а потом мы приехали в Москву, и Алексей Балабанов сделал нам ролик на песню «Стратосфера».

— Это, кажется, его первый опыт в области музыкального видео?

— Да. Он посмотрел какое-то количество клипов MTV, то, что было тогда доступно, прикинул, как это можно применить к нашей картинке. Возник некий замысел, который потом изменился до неузнаваемости, и в итоге мы сняли всё в подземных технических коридорах. Там же, в Останкино, Леша смонтировал клип, и в итоге он стал на какое-то время нашей визитной карточкой. Страна нас воспринимала только по этой песне, на концертах все ждали именно ее.    

— В этом году «Наше радио» запустило проект памяти Ильи Кормильцева. Расскажи, как вы познакомились с Ильей, как складывались ваши отношения.

— Вообще, в Свердловске, в отличие от Ленинграда, было такое твердое убеждение, что тексты для групп должны писать отдельные люди — профессиональные поэты. Даже Володя Шахрин из «Чайфа» не сразу дошел до того, что можно писать песни самому, он начал это делать только когда услышал Майка Науменко. Вот таких поэтов в Свердловском рок-клубе было три, и один из них — Илья. Сначала он работал исключительно с группой «Урфин Джюс», где играл Егор Белкин. Илья написал тексты для трех альбомов «Урфина Джюса» плюс еще для сольного альбома Егора Белкина «Около радио». С нашей группой он сотрудничал только на первом альбоме — «Тацу», а над вторым альбомом «Ноа Ноа» работал его брат Женя.

— Илья в тот момент уже был связан с «Наутилусом Помпилиусом»?

— И его унесло туда со всеми потрохами. В 1990-е годы, когда «Наутилус» развалился, Илья решил делать совместный альбом с Олегом Сакмаровым в рамках проекта «Чужие». Олег писал музыку, Илья отвечал за стихи, а в записи принимали участие приглашенные вокалисты, например, я и Саша Васильев из «Сплина».

— Уникальный состав. А где эта запись?

— Даже не знаю, где ее сейчас искать. Они этот альбом, «Химический ангел», выпускать передумали и решили всё переписать заново с певицей Алесей Маньковской, которая впоследствии стала женой Ильи. А новая запись особого резонанса не имела. Контракты с Ильей никто подписывать не спешил. Времена, когда он, как участник «Наутилуса», вышибал двери ногами, остались в прошлом. В последние годы мы с ним общались редко.

— О чем говорили?

— Беседы всегда были на одну тему. Он всегда был недоволен всем — Брежневым, Горбачевым, Россией, Москвой. А я говорила: «Илья, ты недоволен миром, значит, мир будет недоволен тобой. Это очень опасная стезя...». 

Известия // пятница, 25 марта 2016 года

«Если ты недоволен миром, значит, мир будет недоволен тобой»

«Если ты недоволен миром, значит, мир будет недоволен тобой»Певица Настя Полева — о том, как создавал свой первый клип Алексей Балабанов, выбирал соавторов Илья Кормильцев и мастерил сценические костюмы Слава Бутусов

скопируйте этот текст к себе в блог:

Новости партнеров


реклама
Закрыть

Цитировать в комментарии
Сообщить об ошибке