Воскресенье, 28 мая 2017
17 апреля 2016, 13:58 Екатерина Кочетова

Пересчитают всех!

В Москве прошла 4-я Конвенция российских автомобильных дилеров. По предварительным подсчетам, форум посетили более 2 тыс. гостей. В прошлом году участников было в два раза меньше. «Известия» узнали, как изменилась отраслевая «повестка дня» и что собой будет представлять Национальная база автомобилей с пробегом, создание которой было впервые официально анонсировано в рамках конвенции.

Как изменился российский автомобильный рынок за год? Вспомним краткие итоги прошлой конвенции, на которой основное внимание докладчиков генеральной сессии было уделено перспективам развития российского автомобильного рынка в разгар экономического кризиса. Александр Морозов, заместитель министра промышленности и торговли РФ, заявил, что в 2015 году в России, по разным подсчетам, будет реализовано от 1,3 млн до 1,9 млн автомобилей. В результате, по данным АЕБ, было продано 1,6 млн легковых авто. Лидером на российском авторынке так же, как и в предыдущие годы, стал «АвтоВАЗ», второе место по объему продаж заняла южнокорейская марка KIA, на третьей строчке рейтинга популярности оказался Hyundai. Далее следуют автопроизводители Renault, Toyota, Nissan, Volkswagen, Skoda, ГАЗ и Chevrolet. Согласно прогнозу АЕБ, в 2016 году российский авторынок составит 1,53 млн автомобилей, что примерно на 5% меньше, чем в прошлом году.

«В 2015 году российское дилерское сообщество продолжило объединяться вокруг РОАД, — рассказал президент РОАД Владимир Моженков накануне старта работы конвенции. — Мы растем как общественная организация, количество членов ассоциации постоянно увеличивается. Отрасль продолжает переживать трудный период, в ней появились новые вызовы. Так, за последние два-три года рынок сократился почти вдвое, это привело к тому, что впервые за 20 лет количество дилерских предприятий в России сократилось. Кроме того, в 2015 году с рынка ушли некоторые автомобильные марки, например Chevrolet и Opel. Резко сократилось и количество моделей авто: если пару лет назад на рынке было более 500 моделей, то сейчас их осталось немногим более 300».

Глава РОАД также отметил, что российский авторынок продолжает падать. Это связано в том числе с тем, что резко снизился уровень жизни россиян. Возможности клиентов стали намного более скромными. Для многих потенциальных покупателей намерение приобрести автомобиль превратилось в мечту. Правительство отчасти помогает автомобильной отрасли, но этих мер, увы, недостаточно. Так, в настоящее время действуют три госпрограммы: программы льготного автокредитования и льготного лизинга, а также программа обновления парка автотранспортных средств. Их действие существенно замедляет падение рынка, но не может полностью его остановить. В связи с этим дилеры были вынуждены переформатировать свою бизнес-модель. В последнее время они сделали упор на продажу автомобилей с пробегом и на обслуживание послегарантийных автомобилей.

Создатели российской базы подержанных автомобилей ориентировались на западный опыт развития подобных ресурсов. «В России рынок автомобилей с пробегом существует всего 25 лет, а, например, в США — в два раза дольше, — отметил Олег Мосеев, руководитель проекта, член совета директоров группы компаний «Блок Роско». — Там работает крупнейшая база автомобилей с пробегом CarFax и еще одна — Blue Book. В Европе есть база Auto Check. Зарубежный опыт показывает, что автомобили, которые внесены в базы, в итоге продаются на 10–20% дороже, чем те машины, которых в базах нет».

В российскую базу данных информация об автомобилях с пробегом будет попадать из нескольких источников. Это данные автопроизводителей, дилеров, страховых компаний и банков, а также госорганов. Все данные будут привязаны к идентификационному номеру транспортного средства (VIN-номеру). В результате будет создана единая база, в которой собраны истории десятков тысяч автомобилей с момента их первой продажи до момента утилизации. Доступ к российской базе будет неограничен, любой желающий сможет по VIN-номеру автомобиля проверить его юридическую чистоту, прохождение автомобилем регулярных техосмотров, участие автомобиля в крупных авариях и прочие данные. В базе будут доступны некоторые дополнительные функции, например, можно будет узнать комплектацию автомобиля или его рыночную стоимость. Информация о рыночной стоимости авто будет поступать в базу на основе данных о реальных сделках с автомобилями. Такая оценка гораздо точнее, нежели примерные расчетные данные с уже существующих электронных площадок.

В открытом доступе более чем для 4 тыс. автомобильных дилеров, а также для банков и страховых компаний база начнет работу в августе 2016 года. Для физических лиц она станет доступна позже, скорее всего в первой половине 2017 года. По примерным оценкам создателей, в долгосрочной перспективе до 2020 года в базу будет поступать порядка 1,6 млн запросов в год. Это «консервативный» прогноз, учитывающий тот факт, что в кризис общее количество автомобилей с пробегом в России сократилось с 6 до 5 млн.

 Раньше многие автомобили с пробегом пригонялись в Россию из стран ближнего зарубежья, из Латвии, Литвы, Белоруссии. Зачастую это были машины нехорошего качества. Они приобретались в европейских странах, но ремонтировались на территории стран ближнего зарубежья. Другими словами, человек приобретал автомобиль с пробегом и вполне мог получить конструктор в виде «винегрета», собранного непонятно где и непонятно из каких запчастей. Появление таких автомобилей на дорогах существенно снижало безопасность дорожного движения. С началом работы базы можно будет проследить за историей автомобиля с пробегом, узнать, где он ремонтировался, в какие ДТП попадал и так далее. С точки зрения безопасности эксплуатации автомобилей с пробегом и с точки зрения уважения к покупателям таких авто единая национальная база очень нужна.Геннадий Богданов, руководитель общественного движения «Автомобилисты Подмосковья»

Информация о ДТП и о компенсациях за повреждения автомобиля относится к разряду конфиденциальной. Участие страховых компаний в наполнении базы будет очень ограниченным. Распространение информации о страховых случаях недопустимо, такие данные закрыты и надежно охраняются. Никаких «сливов» в базе не будет. Так что всей информации о машине вы все равно никогда не узнаете.Сергей Ефремов, заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков

Наверх

Мнения

Наверх