Воскресенье, 28 мая 2017
17 апреля 2016, 13:59 Светлана Макарова

Лихач или «тормоз» — кто опаснее?

Фото: planetizen.com

ГИБДД бьет тревогу: 80% аварий на российских дорогах происходит из-за лихачей. Чаще всего к созданию аварийной ситуации приводят такие нарушения, как превышение скорости, выезд на встречную полосу, частые перестроения из одной полосы в другую, езда по обочине, и другие.

Но привлечь к ответственности автовладельца за агрессивный стиль вождения довольно сложно. Дело в том, что термин «опасное (или агрессивное) вождение» в Кодексе административных правонарушений (КоАП) и ПДД отсутствует. В результате действительно опасные хулиганские действия, например игру «в шашечки» или подрезание другой машины, могут приравнять к нарушению по неосторожности или из-за невнимательности. А это, как говорится, две большие разницы.

Быструю езду любят не только русские

Конечно, за выезд «на встречку» и некоторые другие грубые нарушения предусмотрено довольно жесткое наказание, вплоть до лишения водительских прав. Но КоАП и ПДД в нынешней редакции, считают в правительстве РФ, далеко не всегда устанавливают ответственность именно за агрессивное вождение. В конце марта эту проблему обсуждали на совещании премьер-министра РФ Дмитрия Медведева с вице-премьерами. «Речь идет о дополнении Правил дорожного движения нормой, которая давно обсуждается, но, скажем прямо, является достаточно спорной, то есть нормой о запрете так называемого опасного вождения», — определил тему встречи Дмитрий Медведев и поставил задачу — прежде чем менять правила, вынести формулировки на публичное обсуждение.

Несмотря на распространенный стереотип, любители резкой и опасной езды живут не только в России. Те, кто хоть раз бывал в Египте, Индии и Таиланде, знают, что за рулем там надо смотреть в оба. Многие местные водители не считают нужным предупредить других участников движения о совершаемом маневре, не соблюдают дистанцию. Прав на дороге тот, у кого клаксон громче и машина мощнее. Среди европейских стран, согласно опросу агентства LeasePlan UK, лидеры по подрезанию, обгону и другим опасным маневрам — Великобритания, Франция и Чехия.

С агрессивными водителями борются во многих странах. Самые жесткие меры в отношении автохулиганов действуют в странах Северной Америки. Например, в Канаде за отсутствие глушителя полагается штраф до 2 тыс. канадских долларов.«А у нас пока часто путают два понятия: «агрессивное» и «опасное» вождение», — обращает внимание Сергей Канаев, президент Федерации автовладельцев России (ФАР).

Агрессивное вождение, по определению ГИБДД, — это резкие многократные перестроения («шашечки»), резкое торможение, несоблюдение безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства, несоблюдение безопасного бокового интервала, нарушение правил пользования внешними световыми приборами и звуковыми сигналами. Другими словами, когда водитель преднамеренно создает опасную ситуацию. В то время как опасное вождение — это когда водитель забывает включить «поворотник» или двигается со скоростью 40 км в час в левом ряду трассы, где установлена скорость 110 километров в час. Кстати, «тормоз», который еле плетется по скоростному шоссе, может быть гораздо опаснее лихача на пустой дороге. Наказывать, убеждены в ГИБДД, нужно и тех, и других.

В пояснительной записке ГИБДД в правительство РФ по введению наказания для водителей «за создание опасности для движения» предусматривается предупреждение или штраф в размере 500 рублей, а за «преднамеренное создание опасности для движения» — 5 тыс. рублей.

Где заканчиваются непреднамеренные действия и начинается злой умысел и как отделить агрессивных водителей от рассеянных и забывчивых — в ведомстве точно определить не могут. Однако меры наказания уже обсуждают. Во многих странах, кстати, за агрессивное вождение предусмотрена в том числе и уголовная ответственность. Первый вице-премьер Игорь Шувалов против таких суровых мер: «Нужно определиться по административной ответственности. Она может быть очень серьезной и жесткой, но все же это административная ответственность».

Самые вежливые водители — дальнобойщики

Эту точку зрения разделяют большинство автоэкспертов. «Я, например, «шашечки» встречаю довольно редко, — говорит автомобильный журналист, писатель Юрий Гейко. — Россия стремительно цивилизовывается, и это касается в том числе и дорожного движения. Судите сами, в 1991 году около 36 тысяч человек стали жертвами аварий на дорогах, при том что машин в стране было в 4 раза меньше, чем сейчас. За последние 10 лет автоаварии унесли жизнь 280 тысяч человек. С каждым годом мы фиксируем снижение страшных цифр».

То, что культура вождения в России повышается, подтверждают и данные опроса ФАР, проведенного весной 2016 года в 20 регионах России. 63% опрошенных говорят о том, что вежливых водителей стало больше, 17% отметили, что культура вождения понизилась, остальные не заметили никаких изменений за последние годы.

Возможно, предотвратить хамство на дороге помогут меры ограничения для неопытных водителей. Во многих европейских странах существует многоступенчатая система подготовки водителей. Новичкам запрещено садиться за руль на скоростных трассах, в ночное время суток и так далее. Полноценными водителями там становятся через 2–3 года, когда сдадут все необходимые экзамены.

Еще одну меру, которая поможет в борьбе с агрессивной ездой, предложили в Минтрансе России. Совместный проект Минтранса и Глобального экологического фонда призван продвигать в нашей стране эковождение, основные принципы которого — конт­роль расхода топлива, плавное трогание и торможение, вождение без скачков из ряда в ряд со скоростью не выше 70–80 километров в час, бережное использование световых, звуковых сигналов и системы кондиционирования. «Сдержанная и экологичная манера вождения позволит до 30% сэкономить расход топлива и избежать опасных ситуаций на дороге», — приводит пример Николай Харитошкин, менеджер проекта «Сокращение выбросов парниковых газов от автомобильного транспорта в городах России».

В программах российских автошкол уже появился теоретический час на занятия по экономичному и экологичному вождению, а в будущем авторы проекта намерены разработать методичку для спецкурса по эковождению. Во многих странах — это обязательный курс во всех автошколах, а без сертификата по эковождению водителя не возьмут на работу.

Наверх

Мнения

Наверх