Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Глава МЧС назвал работу по подготовке к паводку в Курганской области качественной
Мир
На Украине сообщили о взрывах в Херсоне и Сумской области
Происшествия
В Невском районе Санкт-Петербурга перевернулась бетономешалка
Мир
ЦАХАЛ сообщила о ликвидации командующего «береговым сектором» «Хезболлы»
Общество
Задержан подозреваемый в убийстве юмориста Геворкяна в Сочи
Общество
Суд оставил иск мужа блогера Лерчек без движения
Общество
Возбуждено дело по факту инцидента в фитнес-клубе Москвы, где едва не утонул ребенок
Общество
Уровень воды в реке Урал у Оренбурга опустился до 1128 см
Общество
Медик закрыл собой раненых солдат от удара дрона ВСУ и спас пятерых бойцов
Политика
В Госдуме оценили просьбу Шольца к Си Цзиньпину не помогать России
Армия
ВС РФ обеспечили безопасность ротации миссии МАГАТЭ на ЗАЭС
Общество
Пассажирка рассказала о «взрыве под ногами» перед экстренной посадкой в Пулково
Общество
Уровень воды в реке Тобол у Кургана достиг 774 см
Мир
Постпред РФ заявил о решении МАГАТЭ отозвать специалистов с иранских объектов
Авто
Exeed анонсировала гибридный кроссовер EX с запасом хода 1,3 тыс. км
Мир
Международный аэропорт Дубая отменил 45 рейсов из-за ливней

Предпринимателям упростят процедуру открытия и закрытия компаний

Минфин хочет исключить из бюрократической цепочки нотариусов
0
Предпринимателям упростят процедуру открытия и закрытия компаний
Фото: ТАСС/Михаил Джапаридзе
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Власти решили упростить и ускорить процесс открытия, а главное — закрытия бизнеса. С начала кризиса, по данным Росстата, закрылось около 20% малых и средних предприятий. Минфин разрабатывает законопроект, который позволит заверять подлинность заявлений о регистрации непосредственно в МФЦ (многофункциональных центрах, созданных в рамках исполнения закона о госуслугах). Таким образом, из бюрократической цепочки выпадают нотариусы, услуги которых отнимают время и деньги. Эксперты поддерживают инициативу, но не исключают проблем при ее реализации. 

Поправки, которые разрабатывает Минфин, будут внесены в закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Об этом «Известиям» рассказал источник, близкий к финансовому ведомству. Новация фактически исключает нотариусов из процесса регистрации предприятия: их функцию будут выполнять сотрудники МФЦ. 

Чтобы зарегистрировать компанию, нужно подать пакет документов в местную налоговую инспекцию или МФЦ. В список входят: заявление о государственной регистрации и документы об оплате госпошлины (4 тыс. рублей), протокол или договор о создании юрлица, учредительные документы. Подлинность подписи представителя компании на заявлении о госрегистрации должна быть заверена нотариально. 

За подтверждение подлинности подписи заявителя нотариусы берут с клиентов 1–1,5 тыс. рублей. А подготовка всего пакета документов для регистрации компании у нотариуса или сторонних компаний-регистраторов может обойтись предпринимателю в 5–11 тыс. рублей. То есть самостоятельно регистрировать компанию в разы дешевле.

По данным Федеральной налоговой службы (ФНС), через нотариусов сегодня подается каждое шестое заявление о регистрации и ликвидации компании (процесс аналогичный, госпошлина 800 рублей, в список необходимых документов входят заявление о госрегистрации, ликвидационный баланс, сведения о направлении взносов в Пенсионный фонд). Логика предпринимателей понятна: вместо двух визитов — в налоговую или МФЦ и к нотариусу — лучше сразу обратиться к последнему. Кроме того, в понимании бизнесменов нотариальное сопровождение снижает риски неверно оформленных документов.

В случае принятия законопроекта Минфина бизнесмены смогут сэкономить и время, и деньги. По словам собеседника, цель поправок — упрощение порядка регистрации или ликвидации компаний, дальнейшее развитие системы МФЦ по принципу «одного окна». В России свыше 2 тыс. МФЦ и более 10 тыс. офисов государственных и муниципальных услуг (охват — 94,6% населения). 

Управляющий партнер аудиторской компании «2К» Тамара Касьянова уверена, что экономия на услугах нотариуса будет ключевым эффектом от реализации инициативы.

— Это плюс для небольших компаний и ИП, занимающихся процедурой регистрации или ликвидации самостоятельно, — отмечает Тамара Касьянова.

Впрочем, представителям бизнеса стоит быть готовыми к тому, что при оплате госпошлины через терминал МФЦ взимается комиссия в 200 рублей. Также аппарат не выдает сдачу, а сотрудники МФЦ не всегда предупреждают об этом. Если предприниматель не хочет заниматься бумажной волокитой сам, новация в принципе не позволит ему существенно сэкономить. 

— Часто бизнесмены отдают процедуру регистрации (ликвидации) на аутсорсинг профильным организациям, в этом случае доля расходов на нотариуса в общем объеме затрат на регистрацию или ликвидацию невысока —  учитывая пошлины, услуги регистраторов и прочие сборы, — отмечает Тамара Касьянова. — В общем объеме расходов на запуск предприятия затраты на нотариуса, как правило, вообще незначительны. А сумма резервных средств на непредвиденные расходы в рамках открытия бизнеса может значительно превышать затраты на нотариуса.

Начальник юридического отдела Федеральной нотариальной палаты (ФНП) Александр Сагин не поддерживает проект Минфина.

— Нотариусы заверяют подлинность заявителей на документах о регистрации компаний по меньшей мере два года, — пояснил «Известиям» Александр Сагин. — Они действуют в режиме «одного окна», предоставляя сервис при подаче заявлений о внесении сведений в ЕГРЮЛ (включая заявление о регистрации юрлица). Нотариус сам подает заявление в ФНС в электронном виде, получает обратно соответствующие листы записи в ЕГРЮЛ и  выдает заявителю. Это позволяет свести к минимуму риски появления недостоверной информации в ЕГРЮЛ и вероятность рейдерских захватов, а также успешно бороться с мошенничеством в корпоративной сфере.

По мнению представителя ФНП, из-за отсутствия должной квалификации у сотрудников МФЦ могут появиться массовые ошибки в ЕГРЮЛ.

— Нотариус по закону несет полную имущественную ответственность за свои действия, то есть в случае своей ошибки нотариус возмещает весь причиненный ущерб (гражданам, юрлицу или государству), — добавляет Александр Сагин. — Сотрудники МФЦ — равно как МФЦ в целом — такой ответственности не несут. Более того, если заявление подписывают не физлица, а представители юрлица, сотрудникам МФЦ потребуется знание законодательства (для профессиональной проверки документов компании на предмет установления реальных полномочий лица, подписывающего заявление). Еще более важно это в случае, если речь идет о ликвидации или реорганизации юрлица.

Представитель ФНП опасается, что принятие законопроекта откроет дорогу методам рейдерских захватов, успешная борьба с которыми стала возможной именно благодаря введению нотариуса в корпоративную сферу в целом и в регистрационные процедуры в частности.

Президент коллегии адвокатов «Левант и партнеры» Матвей Левант недоумевает, почему в рамках новации МФЦ передают только возможность приема документов о регистрации и ликвидации.

—  В чем принципиальное отличие от приема документов о внесении изменений в устав и ЕГРЮЛ? — рассуждает Матвей Левант. — Необходимо предоставить возможность подачи документов на все виды регистрационных действий, тем более что такая инициатива не затрагивает требования к форме сделок, порядку проведения собраний компаний.

В Минфине не ответили на запрос.

Комментарии
Прямой эфир