Воскресенье, 28 мая 2017
Образование 26 мая 2016, 16:31 Андрей Щукин

Полиглоты поневоле

Российское образование ждут очередные перемены, и на этот раз они связаны с изучением иностранных языков. В этом году школы перешли на новый стандарт обучения, который предусматривает введение второго обязательного иностранного языка. А к 2020 году ЕГЭ по иностранному языку станет обязательным.

По словам преподавателей, в последнее время английский язык — и без того самый популярный в школах — стал уже безусловным фаворитом среди иностранных языков. Школьники выбирают его все чаще. Это и понятно — в современном мире без этого по-настоящему международного языка никуда. Однако российское Министерство образования и науки решило, что кроме английского уважающий себя школьник должен говорить и на других языках. Поэтому в этом учебном году в школьном расписании пятиклассников появился новый предмет — второй иностранный язык, который, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) с 1 сентября стал обязательным элементом школьной программы.

И это только первый шаг. Вторым этапом станет введение в старшей школе третьего обязательного ЕГЭ — тоже по иностранному языку. Эти инициативы разделили профессиональное сообщество на два лагеря: одни считают, что вместо введения второго иностранного языка лучше было бы увеличить количество часов языка родного, вторые же небезосновательно утверждают, что изучение иностранных языков развивает и инициатива пойдет нашим детям только на пользу.

«Я, как работающий в этой сфере человек, приветствую введение второго иностранного языка, — говорит Алла Щепилова, директор и председатель ученого совета Института иностранных языков МПГУ. — Этот предмет стал обязательным, а значит, он должен быть бесплатным. Кроме того, знание нескольких языков оказывает очень хорошее развивающее воздействие на мышление детей, на их речь и способность к пониманию другого человека и другой культуры». По мнению эксперта, в больших городах особых проблем в связи с введением второго обязательного языка (и в перспективе — ЕГЭ) не будет — в школах он существует давно, а значит, есть и кадры, способные его преподавать. А вот в небольших городах можно прогнозировать определенные трудности.

«В 1990-х мы пережили довольно длительный период насильственной унификации языкового образования, когда другие языки направленно заменялись в школе на английский, — отметила Алла Щепилова. — Особенно массовым это явление было в регионах. И я знаю, что очень многие учителя, например, испанского или французского, проходили переподготовку для того, чтобы преподавать в школах английский».

В регионах подтверждают, что с реализацией инициативы федерального министерства не все гладко. Так, среди школ Республики Мордовия лишь единицы сделали второй иностранный обязательным. «Опыт преподавания двух иностранных языков привел к тому, что второй язык усваивали далеко не все, — рассказала Елена Рудометова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ «Гимназия № 1» Рузаевского муниципального района республики. — При этом нужно понимать, что у нас, как и во многих других национальных республиках, параллельно изучается и региональный язык — в нашем случае мордовский. Итого получается три языка. И я думаю, что еще один иностранный язык нужно вводить исключительно факультативно, по желанию детей и родителей, повсеместно его вводить не нужно».

По ее словам, в Рузаевском районе республики ни одна школа не сделала второй иностранный язык обязательным — нет соответствующего запроса родителей, да и преподавателей на новый предмет найти довольно сложно.

Категорически против «принудительного» второго иностранного языка выступает и Ольга Леткова, председатель Ассоциации родительских комитетов и сообществ России, председатель Совета по защите семьи и традиционных семейных ценностей при уполномоченном при президенте по правам ребенка и председатель управляющего совета одной из московских гимназий. «На мой взгляд, введение в наших школах второго обязательного иностранного языка — это очередная безумная инициатива Минобрнауки, — сообщила она. — Вообще в последнее время это ведомство все чаще «спускает» самые разнообразные директивы, совершенно не заботясь о том, за счет каких ресурсов школы будут их выполнять и как они встроятся в существующую систему образования в принципе».

Эксперт отметила, что сегодня школы не готовы к выполнению очередной «странной идеи» чиновников. Причина проста — объемы финансирования образовательных учреждений остались теми же, а количество услуг, которые теперь должна предоставлять школа, увеличилось. Оплата труда педагогов и само наличие нужного количества преподавателей, и условия их труда — все эти вопросы ложатся на плечи образовательных организаций.

Кандидат педагогических наук, президент образовательной компании «РЕЛОД» (которая занимается разработкой методик и программ для изучения иностранных языков) Светлана Уласевич в целом нововведения поддерживает, но подтверждает наличие определенных проблем в этой сфере. «Я думаю, что новый образовательный стандарт положительно влияет на детей и показывает четкую линию поведения для учебных заведений — что и как они должны делать, — отметила она. — Но школам сегодня действительно довольно непросто жить: преподавателям приходится сочетать педагогическую работу с заполнением бесконечных документов. С 1 сентября нагрузка стала еще больше, а вот преподавателей и учебных материалов не прибавилось».

Кроме того, по мнению Светланы Уласевич, чтобы эти нововведения принесли пользу, необходимо повышать профессиональный уровень учителей — для качественного преподавания двух иностранных языков он зачастую недостаточен. И еще: фактически нужно создавать всю систему методического обеспечения, а это занятие не только трудоемкое, но и довольно затратное.

Еще одна сложность связана с тем, что зачастую экзамен по иностранному языку школьники сдают благодаря подготовке с репетиторами. Это означает, что в семейном бюджете появится еще одна расходная статья — родителям придется оплачивать репетитора и по второму иностранному языку. По словам Светланы Уласевич, цена рассчитанного на 120 ч занятий годового комплекта учебных материалов — порядка 2 тыс. рублей, одно занятие на курсах или час репетитора стоит порядка 600–700 рублей. А между тем платных услуг в школе и так становится все больше — продленка, кружки и секции допобразования... Да и нагрузка на детей увеличивается: больше языков — больше страданий за уроками.

К сожалению, из Минобрнауки мы не смогли получить каких-либо комментариев по этой теме. Некоторую ясность в вопрос внес ректор Московского педагогического института Игорь Реморенко. По его словам, термин «обязательный» не стоит рассматривать как навязывание властями еще одного школьного предмета: «Россия — член большого международного рынка, на котором успех страны очень сильно зависит от того, насколько ее граждане владеют иностранными языками и способны быть адаптивными к новым глобальным технологиям. Поэтому я приветствую тенденцию, связанную с усилением изучения иностранных языков в школах. Сейчас у нас второй иностранный представлен лишь как вариант учебного плана там, где у школ есть два иностранных языка. То есть он не является абсолютно обязательным. Школа сама может выбрать тот учебный план, в котором второй иностранный язык представлен как обязательный предмет».

Дело в том, что в соответствии с действующим законом об образовании введение второго иностранного языка — это услуга, которая заказывается родителями. И сегодня школы вправе по-разному трактовать пожелания «заказчиков услуг». Некоторые учреждения образования, чтобы не дать родителям «разгуляться», уже предприняли кардинальные меры. «Проблем с этой инициативой Минобрнауки достаточно, поэтому наша гимназия приняла решение отказаться от второго обязательного иностранного языка, — рассказала Ольга Леткова. — Если кто-то из родителей хочет для своих детей второй иностранный язык — пожалуйста, он может быть предоставлен в виде факультатива, без обязательной сдачи экзаменов. А те часы, которые отводятся на второй иностранный язык, мы решили отдать на дополнительные занятия по основным предметам — русскому языку, литературе, математике, истории». О том, что будет в 2020 году, когда выпускникам придется-таки в обязательном порядке сдавать иностранный язык на ЕГЭ, родители нынешних школьников не думают — их чадо к тому времени уже ничего не будет связывать со школой.

Мнение

Евгений Маркачев, министр образования Республики Мордовия:

— В школах Саранска, в которых имеются соответствующие условия (а именно материально-техническая база и преподаватели с соответствующим уровнем подготовки), второй иностранный язык введен. В лицеях, гимназиях и школах с углубленным изучением иностранных языков преподавание второго иностранного языка является нормой.

В образовательных организациях районных центров и в сельских школах введение второго иностранного языка в качестве обязательного проходит в несколько этапов. По мере готовности образовательной организации и в соответствии с запросами родителей (законных представителей) обучающихся.

В 2015/16 учебном году мы зафиксировали, что на территории республики порядка 30% школ практикуют изучение второго иностранного языка. А в следующим учебном году, по нашим ожиданиям, количество таких общеобразовательных учреждений должно увеличиться.

Наверх

Мнения

Наверх