Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Bild заявила о возросшем рейтинге партии Шольца за счет позиции по ракетам Taurus
Общество
На Камчатке нашли тело второго пропавшего под лавиной туриста
Мир
На Украине признали неспособность противостоять российским БПЛА
Спорт
«Трактор» победил «Динамо» в овертайме и увеличил преимущество в серии
Мир
Politico узнала о намерениях КНР бойкотировать встречи по Украине без участия РФ
Общество
Полиция нашла тайник с награбленным из петербургского банка на 1,6 млрд рублей
Мир
Боррель заявил о поддержке глав МИД ЕС использования российских активов для Украины
Мир
США и Великобритания нанесли не менее 10 авиаударов по Йемену
Мир
Маск упрекнул Байдена в безразличии к страдающим от набегов нелегалов американцам
Мир
Министр обороны ФРГ Писториус раскритиковал идею заморозить украинский конфликт
Культура
В России вышла неизданная книга Теодора Драйзера
Мир
Трамп обвинил Байдена в намерении отобрать его бизнес
Мир
Сенатор США потребовал от граждан Украины всех возрастов мобилизоваться в ВСУ
Мир
В ФРГ заинтересовались российским опытом проведения ДЭГ
Экономика
Объем наличных в обращении рекордно снизился с начала СВО

Дайте дополнительных денег

0
Дайте дополнительных денег
Фото: РИА Новости/Олег Ласточкин
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

По указу президента к 2020 году как минимум 75% детей в России должны быть вовлечены в систему дополнительного образования, причем предполагается, что не менее половины из них будут заниматься в кружках и секциях за счет федерального бюджета. «Известия» решили разобраться, готовы ли педагоги к выполнению этого поручения и с какими трудностями сталкивается отечественная система допобразования сегодня.

Рассуждая на эту тему, чиновники, как правило, козыряют оптимистичной статистикой. По сравнению с 2012 годом количество детей, занимающихся по дополнительным общеобразовательным программам, увеличилось примерно на миллион человек и уже достигло 12,5 млн. «В соответствии с данными федерального статистического наблюдения в системе дополнительного образования работает более 14 тысяч государственных муниципальных организаций дополнительного образования, и это даже в сравнении с 2014 годом — существенный прогресс», — подчеркнул Александр Страдзе, директор департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ.

Энтузиазм прежде всего?

Тем не менее, если верить самим педагогам, многие кружки продолжают держаться лишь на энтузиазме их руководителей. А родители даже в относительно благополучной столице признаются — выбирать секции приходится не по желаниям ребенка или предпочтениям родителей, а исходя из того, на что в семье хватит денег. «Хотела отдать дочку на бальные танцы, но поняла, что элементарно не потяну, — рассказала москвичка Елена Ирисова. — Мало того что занятия стоят около тысячи рублей в месяц, так еще и на платьях разориться можно. А танцевать дочка очень хотела. Пришлось идти в кружок «Танцы народов мира». Он всего 200 рублей в месяц стоит».

По словам Олега Смолина, первого заместителя председателя комитета Госдумы по образованию, нехватка финансирования остается первой и главной проблемой дополнительного образования. «Бюджет уже который год подряд не выделяет достаточно средств на реализацию указа президента об увеличении количества детей, занятых в системе дополнительного образования, — подчеркнул депутат. — Социальный блок правительства раз за разом выносит этот вопрос на рассмотрение, но Минфин им отказывает. Точно так же отклоняются и наши поправки в защиту дополнительного образования».

Олег Смолин отметил, что главная проблема современного дополнительного образования — отсутствие единой схемы развития на всей территории страны. «Недавно я общался с мамой двух девочек, которые сначала жили в одном из городов Московской области, и почти все дополнительное образование там было платным, — рассказал парламентарий. — Потом они переехали в Санкт-Петербург и обнаружили: там большая часть дополнительного образования бесплатная. Мне кажется, что право ребенка на образование не должно зависеть от того, в каком регионе и при каком губернаторе или президенте республики он живет». Повысить шансы детей на занятия в интересных секциях, по мнению депутатов, должен находящийся на рассмотрении в Госдуме законопроект, разрешающий регионам финансировать частные кружки.

Кроме того, в бюджете уже предусмотрены средства на предоставление субсидий для возмещения процентов по кредитам, которые негосударственные организации брали, чтобы запустить в работу различные программы дополнительного образования. «Но здесь мы, конечно, еще только в начале пути. И нам нужно сегодня обсуждать и совершенствовать механизмы предоставления таких субсидий, поскольку основное количество организаций, реализующих программы допобразования, — некоммерческие. А это значит, что этим организациям очень сложно взять кредит в банке, доказав, что у них образуется какая-то прибыль, за счет которой они смогут эти проценты по кредитам погасить», — пояснил Александр Страдзе.

Как воспитать технаря

Не менее важная проблема, по словам Олега Смолина, это проблема соотношения гуманитарных и технических составляющих в допобразовании. «Если мы заинтересованы в развитии промышленности, нужно развивать кружки технического творчества. А они у нас, что называется, находятся в загоне. Причем именно потому, что требуют большего финансирования по сравнению с другими секциями», — пояснил парламентарий.

По официальной статистике, в настоящее время технические кружки посещают всего лишь 10% от тех школьников, кто вовлечен в систему допобразования. В то время как художественным творчеством занимаются 30% детей, а в спортивные секции ходят также порядка 30%. «К 2020 году мы ставим задачу увеличить этот показатель до 25% от общего количества услуг путем развития прежде всего робототехнического движения в стране, научно-технического творчества среди детей, через проведение выставок, соревнований, внедрение новых моделей, от различных форм работы с предприятиями реального сектора экономики», — рассказал Александр Страдзе. По мнению Зинаиды Драгункиной, председателя комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, примером удачного решения этой задачи можно назвать реализацию региональных проектов по созданию детских технопарков, которые уже функционируют в нескольких регионах.

В этих «парках» школьники получат возможность заниматься по передовым направлениям научно-технического творчества, таким как нанотехнологии, биоинженерия, нейротехнологии. «У нас уже разработана модель финансирования, которая предполагает участие регионального бюджета, федерального бюджета, а также внебюджетных источников, — рассказала Татьяна Шубина, заместитель директора департамента «Социальные проекты» Агентства стратегических инициатив. — Это как раз тот негосударственный сектор, те внебюджетные инвестиции, государственно-частное партнерство, о котором много говорится. И, конечно, одна из основных наших задач — реализовать такие проекты с участием бизнеса, крупного бизнеса, промышленных предприятий, которые будут задавать профиль детских технопарков, будут разрабатывать вместе с нами программы и готовить для себя кадры. Например, на площадке Набережных Челнов у нас уже с КамАЗом такое сотрудничество организовано. В Туле сейчас мы с «Ростехом» разрабатываем такую программу». По словам эксперта, заявки на открытие детских технопарков в 2016 году подали уже 27 регионов.

Не менее действенный рецепт воспитания будущих инженеров изобрели в Свердловской области. По словам Константина Шевченко, представителя Ассоциации учреждений дополнительного образования региона, в начале 1990-х годов на территории Свердловской области действовало 163 станции юных техников, к началу 2000-х годов их осталось шесть. «Мы понимали, что ситуация катастрофическая и необходимо очень срочно что-то предпринимать, — рассказал он. — И у нас родился проект — создание площадок по инновационному техническому творчеству, в рамках которого сегодня уже работает больше 30 площадок. Там у нас есть и робототехника, и мехатроника, и нейропилотирование. Через год после запуска этого проекта мы поняли, что без промышленников нам не обойтись, сели за стол переговоров, и нас поддержала очень крупная компания, которая работает на территории Свердловской области, — это Уральская горно-металлургическая компания. Мы договорились, что в каждом муниципальном образовании, где существует предприятие этой компании, мы создадим такую инновационную площадку. По сути говоря, это современная станция юных техников». По словам эксперта, в результате был получен «очень мощный, прежде всего проф­ориентационный эффект». «Буквально в конце прошлого года мы опросили наших учащихся с площадок возраста 14–15 лет, и подавляющее большинство из них в качестве будущей профессии выбрали ту, что связана с металлургией», — отметил Константин Шевченко.

Помочь материально, и не только

По мнению экспертов, пришло время обратить внимание и на подготовку педагогов дополнительного образования. К примеру, по словам Константина Шевченко, в Екатеринбурге существуют два педагогических вуза: это Уральский педагогический университет и Уральский профессионально-педагогический университет, но ни один из них не готовит специалистов для системы дополнительного образования. Наталья Лапшина, заместитель главы администрации города Кумертау Республики Башкортостан, признала, что из-за низкой заработной платы заниматься с детьми в учреждениях дополнительного образования остаются только энтузиасты, а приток молодых кадров вообще отсутствует. «Хотелось бы, чтобы были выработаны единые требования и к нагрузке педагогов дополнительного образования. В разных ведомствах они совершенно разные. В сфере образования ставка составляет 18 часов, в учреждениях спорта — 24 часа в неделю, в молодежной политике — 36 часов. Необходимо выработать единые подходы к аттестации, к присвоению категорий, продолжительности отпуска», — сказала она.

Прочувствовали эту проблему и в Агентстве стратегических инициатив. «Мы в рамках нашей инициативы сами реализуем образовательные программы для педагогов, и для того, чтобы мы понимали, что к работе в детских технопарках будут привлечены именно профессионалы, которые глубоко погружены в тему, мы организуем вот такие образовательные программы для всех педагогов из разных регионов, — отметила Татьяна Шубина. — Но, к сожалению, сегодня приезд этих педагогов в Москву, участие в этих образовательных программах могут реализоваться только за их собственный счет, потому что из федерального бюджета, из бюджета субъектов не предусмотрено финансирование деятельности педагогов негосударственного сектора».

Комментарии
Прямой эфир