Сирия встала на пути дружбы Москвы и Эр-Рияда
Глава МИД РФ Сергей Лавров 26 мая встретился с коллегами из
Саудовской Аравии, Бахрейна, ОАЭ, Катара, Кувейта и Омана в рамках
стратегического диалога Россия – Совет сотрудничества арабских государств
Персидского залива (ССАГПЗ). Это четвертая встреча подобного формата, которая впервые
прошла в Москве. До этого консультации проходили в Абу-Даби (2011), Эр-Рияде (2012)
и Эль-Кувейте (2014).
Стороны договорились совместными усилиями противостоять
угрозам терроризма и экстремизма и бороться с ИГИЛ (террористическая организация, деятельность которой запрещена на территории России), «Аль-Каидой», «Джебхат
ан-Нусрой» и другими незаконными группировками.
Ключевой стала договоренность о подготовке плана действий в
нефтегазовой сфере, энергетике, в том числе ядерной, телекоммуникациях, мирном
освоении космоса, медицине и транспортной инфраструктуре. Документ с
конкретными предложениями и проектами будет подготовлен к следующей встрече,
которая состоится в сентябре на полях Генассамблеи ООН.
— Мы поручили нашим экспертам подготовить план действий по
этим направлениям, чтобы мы смогли его рассмотреть и одобрить на сентябрьской
встрече, — сказал Сергей Лавров.
В связи с последними событиями в регионе Ближнего Востока и Северной Африки обсуждение не ограничилось торгово-экономическими, инвестиционными и гуманитарными вопросами.
Несмотря на официальные утверждения о взаимном партнерстве и дружбе, неразрешенными остаются вопросы регионального характера. Не помогли пока и регулярные встречи на уровне глав министерств, а также межмидовские консультации по поиску компромиссных решений по Сирии и Ирану — понимания до сих пор добиться не удалось.
Так, глава МИД Саудовской Аравии Адель аль-Джубейр высказал
общее для стран Арабского залива мнение о недопустимости курса внешней политики
Ирана, в частности его вмешательства в дела региона.
На это российский министр ответил, что страны вправе
развивать контакты с другими государствами и иметь с ними добрососедские отношения.
— Для любой страны абсолютно нормально и естественно укреплять
свое влияние за собственными рубежами. Разумеется, мы исходим из того, что это
нужно делать на основе полного уважения международного права, легитимно и без
попыток вмешательства во внутренние дела этих государств, — отметил Лавров.
Поскольку Москва выстраивает отношения и с Ираном, и с членами ССАГПЗ, она может содействовать созданию условий для прямого диалога между ними.
При этом он подчеркнул, что Россия знает о существующих
исторических противоречиях, которые «носят сугубо предметный характер», но не
приветствует попытки представлять их как отражение раскола в мусульманском
мире.
— Мы считаем, что провоцировать ситуацию в этом направлении недопустимо,
а в интересах ислама обеспечить единство всех его течений, — заключил глава
российского внешнеполитического ведомства.
Еще одним камнем преткновения стал вопрос урегулирования
сирийского кризиса. Адель аль-Джубейр отметил важность роли России в данном
процессе, добавив при этом, что сирийская оппозиция может быть представлена
только группой, которая была сформирована в Эр-Рияде.
Российская же позиция остается прежней — в межсирийских
переговорах должна участвовать, помимо прочих, делегация сирийских курдов. Ранее замглавы
МИД России Михаил Богданов подчеркивал, что для прямых переговоров с Дамаском
сирийская оппозиция должна быть максимально репрезентативной.
Глава МИД Саудовской Аравии при этом отметил, что из-за невыполнения обязательств, которые взял на себя режим
Башара Асада, сирийская оппозиция временно приостановила свое участие в переговорах в
Женеве.
Господин Лавров, напротив, выразил мнение, что для скорейшего разрешения сирийского кризиса необходимо прилагать максимум усилий, не отказываясь от прямого диалога с оппонентами. Он напомнил, что Россия считает необходимым действовать в соответствии с резолюцией № 2254 СБ ООН. Она предусматривает в том числе формирование органа, который возьмет на себя обязательства по разработке новой конституции и организации проведения президентских выборов под контролем международных наблюдателей в том числе за пределами Сирии, в лагерях беженцев.
На весь этот процесс отводится 18 месяцев. И хотя отсчет уже начался, Дамаск и оппозиция отказываются вести прямые переговоры. Это грозит тем, что к августу, крайнему сроку для формирования новой конституции, стороны не договорятся.