Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Одессе отказались переименовывать улицы Жуковского и Бунина
Здоровье
Педиатр указала на опасность авиаперелетов для малышей
Мир
Американский постпред при ООН не упомянула США в контексте бомбардировок Нагасаки
Армия
МО рассказало о спасшем более 10 сослуживцев старшем прапорщике Збаразском
Мир
Пентагон сообщил о выделении Украине пакета военной помощи на $1 млрд
Армия
Шойгу отстранил Иванова от должности замминистра обороны
Мир
В Белом доме заявили о продолжении поставок Киеву тактических ракет ATACMS
Спорт
«Металлург» в третий раз стал обладателем Кубка Гагарина
Общество
Родители избитых детей в детсаду будут добиваться увольнения воспитателя
Мир
Небензя назвал целью резолюции США по ядерному оружию в космосе очернение РФ
Мир
Украинцы призывного возраста не смогут получить паспорта за границей
Культура
Утерянную незаконченную работу Климта продали на аукционе в Вене за €30 млн
Мир
Эрдоган заявил об отсутствии активных торговых отношений Турции с Израилем
Общество
СМИ сообщили о задержании бывшего первого зампреда правительства Подмосковья
Мир
В Белом доме заявили об отсутствии цели запретить TikTok в США
Армия
Депутаты внесли законопроект о досрочной демобилизации многодетных отцов

Кто защитит автора

Политолог Алексей Мухин — о том, как эффективнее реформировать систему охраны прав на интеллектуальную собственность
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Отрегулированная сфера интеллектуальной собственности — признак цивилизованного общества, уважающего свои права и настаивающего на их реализации.

К сожалению, правовой нигилизм, распространившийся в 1990-х годах в России, до сих пор не дает сформировать достаточно эффективную систему контроля над защитой интересов правообладателей во многих сферах. Это касается не только прав на изобретения, которые помогли бы российской экономике стать инновационной, но и прав на интеллектуальную собственность в разных областях искусства: изобразительного, художественного и других.

Хотя, конечно, за последние годы ситуация заметно изменилась в лучшую сторону. Однако институты, сформированные еще в девяностых, пытаются «задержаться во времени» и поддерживать ту, старую систему защиты прав интеллектуальной собственности, которая доказала и доказывает свою неэффективность и местами даже коррупционную емкость. В результате доходами от реализации авторских прав часто пользуются совершенно посторонние люди, поставленные руководить процессом, но незаконно «приватизировавшие» объекты авторских прав для получения своей собственной выгоды. 

Сегодня правительство, озабоченное реформой системы защиты правообладателей, предлагает создать единую структуру по защите авторских прав на базе Роспатента.

При всем уважении к этой достойной организации, к ее эффективности есть определенные вопросы. Дело в том, что Роспатент, как говорят эксперты и многие обладатели прав, столкнувшиеся с его работниками, неповоротлив, инертен и серьезно уступает своим, к примеру, западным аналогам. В результате многие российские изобретения и права на них часто патентуются за рубежом. А значит, «уплывают» из страны. То есть дел в Роспатенте и так достаточно, а системной базы для подобной расширенной структурной деятельности нет.

В случае же наделения этого ведомства дополнительными полномочиями вполне вероятно, что под этим обременением оно просто «утонет».

Неудивительно, что и Государственно-правовое управление президента, и другие заинтересованные ведомства, включая Минфин, отнеслись к этой затее отрицательно, посчитав принятие этого постановления преждевременным.

Сама по себе идея объединить все сегменты охраны авторских прав наших граждан в единую правительственную структуру прямого подчинения отлична. Однако логично было бы не наделять этим дополнительным функционалом какое-то ведомство, а на базе существующих технических решений сформировать новую межведомственную службу. В которую могло бы войти, скажем, Министерство культуры, под опекой которого, собственно, и реализуются творческие коллективы и отдельные авторы и которое имеет в этой области отличный опыт. Или Министерство образования и науки, или Министерство связи и массовых коммуникаций, где существует развернутая системная техническая база и есть необходимые специалисты. Возможно, прежде чем принимать такие постановления, есть смысл проконсультироваться и с заинтересованной общественностью или, по крайней мере, с экспертным сообществом. 

Тем более что практика такого рода консультаций уже существует и опробована по линии МВД — закон «О полиции» прошел подобную верификацию и, надо сказать, конечный результат не вызвал никакого негативного общественного резонанса. 

Вполне вероятно, что правительственные чиновники полагали, что подобного рода решения следует принимать келейно, исходя из сугубо бюрократических процедур, к которым авторы, правообладатели и общественность отношение иметь не должны.

Надо сказать, что проект постановления правительства активно обсуждается в ведомствах и в администрации президента, и в основном реакция на него негативная. Более того, выявляются прямые нарушения законов, в соответствии с которыми федеральная служба не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере. 

У правительства на данном этапе достаточно забот по выходу из затяжного финансово-экономического кризиса, а Роспатент — структура, нуждающаяся в серьезном реформировании. В результате мы можем оказаться в положении, когда в «старые мехи» начинают «заливать молодое вино». Народная мудрость учит, что ничего из этого хорошего не получается и лучше, чтобы качество «мехов» соответствовало бы стандартам вина.

Остается только посоветовать реализаторам проекта по созданию новой, эффективной системы защиты прав на интеллектуальную собственность не спешить, все широко обсудить как с экспертами, так и с общественностью и не совершать ошибок, которые могут привести к катастрофическим последствиям.

Автор — генеральный директор Центра политической информации

Все мнения >>

Комментарии
Прямой эфир