Арагорн и Гарри Поттер меняют амплуа
38-й Московский кинофестиваль, завершившийся в столице, отличился разнообразием внеконкурсных программ. Наш рассказ — о специальных показах.
В этом году они включали 14 фильмов, среди которых была европейская классика 1970-х («Земля обетованная» Анджея Вайды, «Жанна Дильман, набережная коммерции 23, Брюссель 1080» Шанталя Акермана), новые документальные фильмы («Кровавые бивни» Сергея Ястржембского — о нелегальном бизнесе на слоновой кости, «Тупик» Арутюна Хачатряна — об армянских иммигрантах), байопики о политических и религиозных лидерах («Пророчество», «Королева» и «Мухаммад — посланник Всевышнего»).
Наиболее привлекательная составляющая программы — новые голливудские фильмы. Посетители фестиваля смогли увидеть две экстравагантные инди-комедии — «Капитан Фантастик» и «Человек — швейцарский нож», а также масштабный исторический байопик «Гений».
Организаторы фестиваля запланировали только один показ «Гения» (остальные фильмы демонстрировались 2–3 раза) и не продумали, как правильно распределить потоки желающих попасть в зал. Из-за этого едва не повторился казус выставки Серова — обладатели аккредитаций чуть было не снесли закрытую дверь балкона.
Такое внимание к «Гению» понятно: фильм снимался явно с прицелом на «Оскар», и впечатляющий актерский состав тому доказательство. Роль писателя Томаса Вулфа исполнил Джуд Лоу, изобразивший эксцентричного и самовлюбленного холерика-гения. Полная противоположность ему — легендарный редактор Макс Перкинс, сыгранный Колином Фертом.
Ферт изображает холодноватого и замкнутого джентльмена, наделенного, впрочем, мудростью, решительностью и добротой. Как известно, именно благодаря Перкинсу мир узнал Вулфа, а также Фицджеральда и Хэмингуэя. Фильм построен на взаимоотношениях двух совершенно непохожих, но в равной степени увлеченных своим делом людей.
Дополнительное напряжение в этот дуэт вносит героиня Николь Кидман — влюбленная в Вулфа неуравновешенная миссис Бернштейн. Актриса тонко балансирует между комедией и драмой, попеременно вызывая своими истериками сочувствие, смех, отторжение и презрение.
Актриса уже в третий раз встречается на съемочной площадке с Фертом (результаты предыдущих встреч — «Возмездие» и «Прежде чем я усну») и второй раз играет возлюбленную Лоу (их роман в «Холодной горе» тоже кончился печально). Так что трио отлично сыгранное, и именно ради него стоит смотреть «Гения».
Но вряд ли этот фильм поразит или хотя бы удивит. По стилистике он напоминает «Король говорит!»: добротно рассказанная история с приглушенной цветовой гаммой и явной театральностью. Для прославленного театрального режиссера Майкла Грандаджа «Гений» стал кинодебютом. Возможно, поэтому здесь не проявились ни индивидуальность стиля, ни свежесть взгляда.
Куда больше оригинальности, хотя и меньше коммерческого потенциала у других американских новинок: «Капитан Фантастик» и «Человек — швейцарский нож». В «Капитане Фантастик» Вигго Мортенсен, известный по роли Арагорна во «Властелине колец», играет бородатого лесного отшельника, живущего вдали от цивилизации.
А в ленте «Человек — швейцарский нож» Дэниел Рэдклифф изображает труп. Его выбросило на берег необитаемого острова, и отчаявшийся «робинзон» Хэн (Пол Дано) решает использовать тело как подручный инструмент. Но главное — за неимением лучшего варианта труп может стать другом.
Для Рэдклиффа это уже не первая попытка избавиться от надоевшего амплуа Гарри Поттера. Новый эксперимент — самый радикальный, но и самый удачный, хотя дикий микс черной комедии, хоррора и молодежной мелодрамы придется по вкусу не всем.
Выбрать между Голливудом традиционным («Гений») и нетрадиционным («Капитан Фантастик» и «Человек — швейцарский нож») публика сможет уже сейчас: фильмы вышли в наш прокат.