В СССР — на «Ледоколе»
В отечественный прокат выходит очередной масштабный проект Года российского кино — драма «Ледокол» (12+). Режиссером картины стал Николай Хомерики, более известный как автор камерных картин, в центре которых всегда личная драма героев.
Вероятно, на эту особенность Хомерики и рассчитывали продюсеры во главе с Игорем Толстуновым, доверив ему снимать фильм-катастрофу. В итоге катастрофа стала не самоцелью, а фоном, на котором разворачиваются драматические события вынужденной зимовки полярников и моряков.
«Ледокол», как многие громкие картины современности, отсылает к советским временам и основан на реальных событиях. «Михаил Сомов» действительно застрял во льдах во время антарктического рейса 1985 года, и экипаж во главе с капитаном Валентином Родченко провел в дрейфе 133 дня. Вместе с ними в ледовой ловушке оказались и полярники, которых «Михаил Сомов» забрал со станции «Русская». Их и часть экипажа вывезли с «Михаила Сомова» вертолетами, а затем на помощь подоспел ледокол «Владивосток». Он пробил льды, и оба корабля вышли в открытую воду.
В фильме авторы далеко отошли от бытовых реалий, накалив страсти между героями и введя образ враждебной человеку полярной природы — ледокол угрожает погубить гигантский айсберг.
Противостояние айсберга и корабля, созданные при помощи современных кинотехнологий, смотрятся эффектно: разлетающиеся глыбы льда, темные волны, падающий вертолет... Но главное достоинство картины — не красивая картинка, а актерская работа. На «Ледоколе» собралась команда лучших из лучших: Петр Федоров в роли капитана Петрова, Сергей Пускепалис в роли капитана Севченко, Анна Михалкова, Александр Яценко, Александр Паль, Виталий Хаев и даже четвероногий актер — пес Инди (роль небольшая, но важная). В результате кино получилось не о внешних опасностях, а о «человеческом факторе», как погубившем, так и спасшем немало экспедиций.
Первый капитан — эмоциональный и принципиальный Петров — вынужден уступить мостик расчетливому и грубоватому Севченко. На поверку ни один из них не оказывается однозначно положительным или отрицательным, равно как и все другие, кроме, пожалуй, представителя «органов», олицетворяющего бездушность уходящего в прошлое советского строя.
Вместе с тем сюжет оставляет ощущение скомканности — словно авторам надо было рассказать очень многое и они торопились, обрывая предысторию и побочные линии. Картине не хватает объема — основное действие происходит в каютах и камбузе. И даже гибель двух персонажей не добавляет масштаба.
Впрочем, масштаб необходим катастрофе, а фильм смотрится скорее притчей. Пустынное пространство Антарктиды становится островком свободы, где можно поступать не для галочки, а по совести. Вертолет, доставивший спасенному экипажу газеты с портретам Горбачева, выглядит первой ласточкой грядущих перемен. Ну а человеческие отношения как были, так и остаются неизменными.