Раньше в советских квартирах на кухне стояли хохлома и жостовский поднос, заварной чайник из Гжели. Женские украшения хранились в палехской шкатулке, а забавные народные игрушки располагались в детской. Скромные платья наши мамы украшали воротниками из вологодских кружев. Зимой плечи красавиц расцветали павловопосадскими платками. Но 1990-е годы напрочь смели всю самобытность. На «пустоте» легче манипулировать молодежью, и она, получив взамен «Макдональдса» и кока-колу, счастливый Голливуд и субкультуру, с презрением стала говорить «рашка». В результате было воспитано целое поколение Иванов, не помнящих родства. Корни высыхали. Я смотрела на это с болью.
В течение 20 лет, будучи тележурналистом, я дарила звездам модной индустрии книги по народному костюму и искусству, а они виртуозно вплетали русские элементы в современную моду, срывая бурю аплодисментов! В 1994 году на парижский подиум Кензо Токадо вывел боярынь с картин русских художников. Джон Гальяно использовал орнаменты павлово-посадских платков и одежду народов Севера (2002). Мужские косоворотки и дивные кокошники крестьянок вдохновили Жана-Поля Готье (2005) и Карла Лагерфельда (2008). Доменико Дольче и Стефано Габбана два года назад использовали красочные цветы жостовских подносов, а Валентино Гараванни в том году украсил костюмы русскими вышивками.
А у нас — тишина!
В 2008 году я написала книгу «Магия русского стиля», в которой звезды признавались в любви к России и русскому стилю. У Russia Fashion Week в 2009 году был проект создания федерального музея моды на базе Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, и одной из базовых концепций стала именно идея совместить традиционный декор и современную моду. Со сменой директора музея проект был заморожен. Государству было не до моды и не до русского стиля. А ведь самобытность, «самость» народа проявляется в его искусстве.
И только в этом году лед тронулся! По инициативе Минпромторга России и Национальной палаты моды на площадке Манежа во время Недели MBFW Russia прошел первый Всероссийский фестиваль народных художественных промыслов «Русское арт-наследие». 25 народных промыслов из разных уголков России привезли уникальные экспонаты. Блистали золотистая Хохлома, посуда и часы из Гжели, притягивали к себе взгляды жостовские подносы с палисадниками расписных цветов, сверкали цветными гранями вазы из Гусь-Хрустального, вызывали улыбку игрушки из ярославской майолики. Шуйские вышивки, вологодские кружева, оренбургские пуховые платки с узорами привлекали модниц. Каждый день во время Недели моды в Манеже проходила череда мастер-классов и лекций. В том числе и по авторским правам. Молодежь ткала орнаментальные коврики, расписывала матрешки.
Настало время искать пути преображения промыслов. Молодые вгиковцы снимали кино и брали интервью. Мы увидели новое прочтение художественных ремесел молодыми художниками. Красочные ансамбли для детей убеждали, что в нашем наследии может черпать идеи современная мода.
К сожалению, сегодня немногие художники используют творчество народных промыслов при создании современных коллекций. Однако наш мэтр Слава Зайцев каждый раз виртуозно вписывает в модные ансамбли и павлопосадские платки, и оренбургские шали, и веселые валенки. Денис Симачев сделал Хохлому своим брендом и расписал золотым орнаментом не только одежду, но и мотоциклы, холодильники, чехлы айфонов.
Но достаточно ли этого? К примеру, в конце XIX века многие народные ремесла, известные с Х века, возродили свои производства благодаря великим подвижникам России. Художник Иван Билибин очень точно описал это время: «Только совершенно недавно, точно Америку, открыли старую художественную Русь, вандальски искалеченную, покрытую пылью и плесенью. Но и под пылью она была прекрасна, так прекрасна, что вполне понятен первый минутный порыв открывших ее: вернуть! Вернуть!». Покровителем русских искусств был император Александр III. Царский двор спонсировал этнографические экспедиции, устраивал выставки в московском Манеже, дворцах Петербурга. Крупный промышленник и меценат Савва Мамонтов воссоздал в своем имении Абрамцево народную майолику. Страстный любитель старины Сергей Морозов построил в Москве Кустарный музей. В 1895 году был основан Этнографический музей в Санкт-Петербурге. В Париже на Всемирной выставке 1900 года громким успехом пользовалось всё русское: коллекция русских народных костюмов и вышивок Натальи Шабельской, расписные балалайки княгини Марии Тенишевой. Здесь же была представлена первая матрешка Василия Звездочкина, расписанная Сергеем Малютиным.
А в 1907 году в Лувре (!) было выставлено 5695 предметов из коллекции княгини Тенишевой, которая еще до «Русских сезонов» Дягилева повлияла на европейскую моду. Это было сто лет назад! А сегодня? Я очень надеюсь, что первая ласточка, прилетевшая в Манеж на фестиваль «Русское арт-наследие», совьет гнездо и выведет птенцов. Что найдутся люди, которые помогут русским корням не засохнуть среди обезличенной мультикультуры Запада.
Автор — тележурналист, модный обозреватель