Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Bild заявила о возросшем рейтинге партии Шольца за счет позиции по ракетам Taurus
Общество
На Камчатке нашли тело второго пропавшего под лавиной туриста
Мир
На Украине признали неспособность противостоять российским БПЛА
Спорт
«Трактор» победил «Динамо» в овертайме и увеличил преимущество в серии
Мир
Politico узнала о намерениях КНР бойкотировать встречи по Украине без участия РФ
Мир
Силы ПВО Сирии сбили несколько израильских ракет над Дамаском
Мир
Боррель заявил о поддержке глав МИД ЕС использования российских активов для Украины
Мир
Трамп исключил Рамасвами из списка потенциальных вице-президентов
Мир
По меньшей мере семь человек погибли и 20 пострадали в результате ДТП в Непале
Общество
Региональный режим ЧС введен в Амурской области из-за обрушения на руднике «Пионер»
Армия
МО показало уничтожение расчетов ВСУ у приграничных районов Белгородской области
Мир
Трамп назвал реальными управленцами США злобное и коварное окружение Байдена
Мир
Сенатор США потребовал от граждан Украины всех возрастов мобилизоваться в ВСУ
Мир
В Польше обнаружили потерявшийся американский дрон MQ-9 Reaper
Экономика
Объем наличных в обращении рекордно снизился с начала СВО

Работа над ошибками

В сентябре школьники могут обнаружить в новых учебниках множество неточностей и опечаток
0
Фото: ТАСС/Кирилл Кухмарь
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

15 ноября Минобрнауки России начнет принимать заявки и формировать новый федеральный перечень учебников. Как пояснили «Известиям» в ведомстве, заявки будут принимать до 15 января, после чего их рассмотрит Научно-методический совет по учебникам. Но, по оценкам экспертов, велик шанс, что в новом учебном году школьники получат некачественные учебники с ошибками.

По словам члена Научно-методического совета по учебникам Минобрнауки, председателя исполкома Ассоциации учителей литературы и русского языка Романа Дощинского, в этом году на экспертизу подано гораздо больше учебников, чем за последние годы. По его оценкам, заявок в Минобрнауки в этот раз поступит примерно в полтора раза больше, чем в 2015 году. Связано это с тем, что в период кризиса издательства решили по максимуму использовать беспроигрышный и очень прибыльный вариант — учебную литературу. Однако при этом может серьезно пострадать качество.

— Сейчас издательства, как правило, не проводят своего рода внутреннюю экспертизу, не выбирают лучшие из своих учебников, а подают на экспертизу всё, что есть, — пояснил Роман Дощинский. — Вплоть до того, что вспомнили о старых учебниках, которые не были одобрены и включены в нынешний перечень. Возможно, издательства будут говорить, что ошибки в них исправлены. Кроме того, в этом году впервые на экспертизу были поданы учебники, которые вообще не проходили никакой апробации.

Многие пособия, поданные на экспертизу, изобилуют неточностями и ошибками. Некоторые из них могут быть еще исправлены, после чего учебник успешно пройдет проверку, но эксперт опасается, что исправлены буду не все ошибки.

— В одном из учебников по литературе, датируемом 2016 годом, Фазиль Искандер оказался здравствующим писателем, там написано, что он живет в Москве, — привел пример эксперт. — В каждом учебнике, которые я проверяю, таких несуразностей по десять штук. Подан на экспертизу еще один учебник, который никто вообще еще не видел, даже экспериментальные классы по нему не занимались. В нем встречается одна и та же пунктуационная ошибка. Там написано: «Подумайте, что характеризует главного героя?» Стоит вопросительный знак, а на самом деле предложение повествовательное. Это плохая работа корректора.

Итоговое заключение, которое будет передано в совет по учебникам при Министерстве образования, будут подписывать три эксперта. И может случиться, что один эксперт заметил ошибки, а два других эксперта их не увидели. И в итоге учебник выйдет в некорректном виде.

— Я уверен, что во многих случаях на ошибки закроют глаза, потому что заплачены большие деньги за экспертизу от издательства. Да, экспертная организация не дает гарантий издательству, но, поскольку существуют финансовые отношения, есть и препятствия для отрицательного заключения, — заключил Роман Дощинский.

Кроме того, определенное влияние на качество учебных пособий может оказать и то, что зачастую организация, в которой работают авторы учебников — РАО, РАН, одновременно оценивает эти учебники, и даже если в качестве экспертов привлекаются не сами авторы, портить отношения с коллегами мало кто хочет.

Профессор Московского института открытого образования Людмила Дудова, также входящая в Научно-методический совет по учебникам, отмечает и еще одну тенденцию: в последнее время за создание школьных учебников всё чаще берутся издательства, которые не имеют такого опыта.

— На прошлой неделе я делала заключение по учебнику иностранного языка, причем довольно экзотического, — рассказала Людмила Дудова «Известиям». — Я проверила и выяснила, что в этом издательстве вообще нет ни одного учебника для школ. И вдруг они берутся за создание учебника по иностранному языку, который не является даже обязательным для изучения. По нему нет даже примерной утвержденной программы. Ожидать, что с таким учебником результат в освоении программы будет хорошим, не стоит. Я не дала этому учебнику положительного заключения. Создание учебников для школ — это большая работа, а по новым федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) она еще сложнее. Качество кадров издательства — корректоров, методических служб и других — очень важно для учебника. А если за работу берутся люди, никогда этим не занимавшиеся, мы получаем то, что получаем.

Напомним, министр образования и науки Ольга Васильева высказалась недавно за сокращение перечня учебников.

— Ключевая проблема не в том, сколько будет учебников, а в том, какие они, — сказал «Известиям» зампредседателя комитета Госдумы по образованию Олег Смолин. — Когда формировался предыдущий перечень, очень много учебников прошли тройную экспертизу — научную, педагогическую и общественную. При этом были выставлены формальные препятствия: как оформлены документы, поданы ли заключения в подлиннике или нотариально заверенные копии, кто-то опоздал на один день и т.д. Поэтому наряду с сокращением количества учебников произошла потеря в том числе и хороших учебников.

Олег Смолин подчеркнул, что отсев должен производиться не по бюрократическим основаниям, а по содержательным критериям.

— Парадокс заключается в следующем: у нас крайне жесткая процедура экспертизы. И при колоссальном обилии экспертиз у нас всё равно остается много ошибок и опечаток в учебниках. На мой взгляд, это происходит потому, что процедура выстроена бюрократическим способом. Учебники, которые соответствуют всем формальным требованиям, — не всегда самые лучшие учебники, — считает парламентарий.

Раньше эксперт мог работать с авторами и указывать им на незначительные ошибки. При нынешней процедуре он может только рекомендовать или не рекомендовать. Подправить учебник невозможно. И многие эксперты поступают таким образом.

— Вроде учебник приличный, но есть незначительные ошибки, — рассказывает Олег Смолин. — И чтобы не губить учебник, пишут «да». Необходимо вернуть процедуру, когда рецензенты, эксперты могли работать с авторами и рекомендовать им, как они могут доработать учебник, чтобы он стал лучше. Современная же процедура работает просто на отсев. А на качество работает слабо.

Прямой эфир