Новости, деловые новости - Известия
Суббота,
21 января
2017 года

Выйду на улицу

Дворы становятся главной составляющей жилых проектов, а их благоустройство — одним из инструментов девелоперов в борьбе за покупателя

Фото: АГН «Москва»

По мнению современных урбанистов, городская среда сегодня стремительно меняется. Происходящая на протяжении последних 10–15 лет цифровая революция оказывает влияние на жизненные сценарии современного горожанина, говорит архитектор Сергей Крючков. Люди перестают ездить в офис, а всё больше работают дома, в кафе, парке или, наконец, во дворе. «В результате чрезвычайно возрастает значение общественных зон, в которые переносится ряд функций как из офисов, так и из жилых помещений. Именно этим, а не только экономическими факторами обусловлено уменьшение размеров квартир. Сжимающаяся до размеров гостиничного номера жилплощадь вовсе не приводит к снижению уровня жизни, если горожанина за дверью ожидает серия общественных зон разной степени приватности», — считает Сергей Крючков.

Мой двор — моя крепость

Приватное общественное пространство начинается с двора. Однако представления о том, каким должен быть красивый и удобный двор, у девелоперов и архитекторов расходятся. Еще больше запутывают ситуацию градостроительные нормы. Они предусматривают создание пожарных проездов с определенным покрытием, разворотных площадок для спецтехники, пожарных гидрантов, детских площадок строго определенного размера и т.п. Хотя для ряда жилых комплексов многие нормы избыточны и приводят к созданию ненужных для жильцов объектов.

Как уверяет архитектор Никита Маликов, грамотно спроектированные дворы можно по пальцам перечесть. «Практически ни один застройщик в условиях города не создал двор, в который бы массово ходили гулять жители, — уверен Никита Маликов. — Красивых дворов, о которых не стыдно писать в рекламных брошюрах, очень много. Но в таком виде они мало нужны человеку». Проблема, по мнению архитектора, в том, что для взрослого человека в битве «двор–город» побеждает город, где более широкий спектр развлечений. Двор для взрослого становится транзитной зоной, не более того.

Чтобы двор стал местом отдыха, его проектирование должно осуществляться по иным принципам. «Во дворе человек должен отдыхать. Этого можно достичь либо путем уединения, либо социализации. И с обоими этими параметрами во дворах плохо», — говорит Никита Маликов. Неверной считает архитектор и сложившуюся практику строительства детских площадок. «Сейчас детская площадка — это набор элементов из каталога. Чем богаче застройщик, тем дороже каталог и лучше малые архитектурные формы. Почему взяты именно эти формы, почему установлены именно здесь, кто провел анализ — на эти вопросы могут ответить лишь единицы из девелоперов. А ведь дети делятся на несколько возрастных категорий, каждая требует индивидуального подхода и своих площадок для отдыха», — объясняет архитектор.

С тем, что дворы, вполне соответствующие нормативам, не всегда сделаны «с умом и любовью», согласна и директор агентства недвижимости Finch Алена Бригаднова: «Не везде нужны детские и спортивные площадки. Некоторые дома ориентированы на другую аудиторию. Если речь идет о крупных кварталах, то многие забывают о подростках и их активностях. Сделать площадку для маленьких легко — и места нужно немного, и нормы выполнены. Например, в доме в Колымажном переулке площадкой никто никогда не пользовался. Жильцам она не нужна, но нормы выполнены. В данном случае выполнение норм — бессмысленное и беспощадное зло».

Еще одна проблема, на которую указывает Алена Бригаднова, — формальный подход к озеленению, когда деревья погибают сразу после подписания акта о вводе дома в эксплуатацию. Но здесь дело не в нормах, а в отношении к покупателям. «Думаю, до тех пор, пока не начнутся судебные иски за неисполнение публичной оферты, которой и являются рекламные рендеры, и более или менее внятные решения по компенсации ущерба, у девелоперов будет возможность исполнять нормы по детским площадкам, школам, озелененным дворам формально», — считает эксперт.

Каждому — по потребностям

Конечно, всё не так трагично, как описывают архитекторы. В хороших проектах работают грамотные проектировщики, которые научились учитывать интересы различных групп населения.

«Когда девелопер точно знает, для кого он создал квартиры, концепция двора выстраивается четко и прозрачно», — считает Алена Бригаднова. Так, в качестве положительного и даже образцового примера она приводит двор ЖК «Садовые кварталы». «Гениальная по простоте придумка будет служить жителям на все 100%. Идея в том, что уровень двора приподнят примерно на три метра, на уровень входной группы. Фактически это холм из земли, на котором можно высадить крупномерные деревья. Двор соединен с входами в дом изящными и удобными мостиками. Есть и другие варианты спуска и подъема — ступеньки, а также плавный покатый для колясок. Дорожки, детские площадки во всех дворах имеют свой уникальный дизайн. В каждом из четырех дворов свое доминирующее дерево — каштан, клен, дуб, липа. Это, возможно, не самый выдающийся парковый дизайн из топ-100 мировых парков. Но это удобно, практично и очень осмысленно», — уверяет риелтор.

Дворовые пространства в жилых комплексах с крупными земельными наделами предоставляют девелоперам дополнительные возможности. «Не используя этот потенциал, оставляя дворы пустыми, застройщик лишает себя возможности придать продукту дополнительную ценность в глазах покупателя», — говорит первый заместитель генерального директора компании «Дон-Строй Инвест» Ирина Прачева. При этом, отмечает эксперт, «двор мечты» нельзя сформировать наобум, через некий хаотический набор модных элементов благоустройства — важно понимать свою целевую аудиторию и ее запросы.

Например, в проекте «Сердце столицы» компании «Донстрой» концепцией общественных пространств занималось известное архитектурное бюро Wowhaus. Специалисты начали работу с анализа целевой аудитории проекта и ее потенциальных потребностей. Затем была проведена оценка основных точек притяжения (объектов инфраструктуры квартала) и определены наиболее вероятные маршруты передвижения людей по территории. И уже на основе сложившейся матрицы формировалась итоговая концепция общественных пространств. «Результат такой кропотливой работы оправдал наши ожидания — проект Wowhaus производит на клиентов сильное позитивное впечатление. Люди видят не просто красивые картинки, а детально проработанный, просчитанный, рабочий материал — и это, конечно, формирует иной уровень доверия к проекту. Покупатели понимают, что эти идеи будут реализованы, и с удовольствием «примеряют на себя» будущую реальность», — заключает Ирина Прачева.

Еще несколько проектов Wowhaus реализует с компанией MR Group. Особо интересным будет проект благоустройства 2 га прилегающей территории ЖК «Фили Град», где разместится общественная зона с детской и спортивной площадками, круговым ручьем, зимой превращающимся в каток, а также шестью приватными нишами для отдыха и работы (отдых на гамаках, воркаут-площадки, просмотр кино, коворкинг, проведение пикников и т.д.). Уникальной особенностью концепции, объединяющей эти активности, станет деревянный пешеходный разноуровневый мост.

На территории жилого квартала Wine House предусмотрена парковая зона, центральной идеей которой стало уникальное расположение комплекса на острове Балчуг. Как рассказывает старший вице-президент компании «Галс-Девелопмент» Леонид Капров, проект озеленения предполагает создание развивающегося во времени ландшафтного ансамбля. Во внутреннем дворе будут высажены яблони, клены, липа, сирень, гортензии, папоротники и т.д. Растения подобраны таким образом, чтобы создать эффектную и целостную композицию уже в первый год эксплуатации. Задний двор комплекса со стороны набережной предусматривает озеленение в свободной, «пейзажной» стилистике — это будет собственный мини-сад с прогулочной дорожкой.

Комплекс со своим лицом

Тенденция качественного обустройства дворов распространилась и на комплексы эконом- и комфорт-класса. «Дворы в жилом комплексе — это продолжение проекта. Удачно организованное дворовое пространство является таким же важным конкурентным преимуществом продукта, как грамотная планировка квартиры и наличие инфраструктуры», — говорит директор по развитию социально-градостроительной концепции компании «Миниполис» Ольга Володина. Например, в жилом квартале «Краски жизни» в Видном предусмотрены 3 км беговых и велодорожек, обустроены 20 спортивных и игровых площадок, на воркаут-площадках установлены современные спортивные тренажеры, в планах также скейт-парк. У жителей также будет возможность поиграть в настольный теннис, прокатиться на качелях-тарзанке, а для спокойного отдыха запланированы уютные патио. С участием дизайнеров создана концепция озеленения, позволившая подобрать такие породы деревьев и кустарников, чтобы цветовая палитра сохранялась круглый год, а в период цветения радовала буйством красок: туя, рябина, спирея японская, дерен белоокаймленный.

В концепции дворов компании Urban Group заложена идея объединяющего пространства. Самым крупным проектом является «Город-событие Лайково», который состоит из пяти районов, в каждом из которых формируется своя среда и атмосфера. Обычные детские площадки во дворах ребятам быстро надоедают, поэтому в одном из районов архитекторы Urban Group создали четыре крупных игровых кластера для детей разных возрастных групп. Благодаря этому во всех остальных дворах остается больше места для отдыха и досуга других членов семьи (танцевальные площадки, зоны для занятий спортом, игры в бадминтон). Кроме того, в этом проекте впервые появится такой формат общественных пространств, как сады на террасах жилых домов и площадки для экстремальных видов спорта на крышах паркингов.

Есть и другие решения, призванные придать комплексу «свое лицо». Так, в микрорайоне «Изумрудные холмы» в Красногорске по инициативе Алексея Леонова — первого человека, вышедшего в открытый космос, девелопер комплекса компания «Эталон-Инвест» организовала музей космонавтики под открытым небом. На огромных арках установлены макеты легендарных космических кораблей «Восток-1» и «Восход-2» в натуральную величину. А в ближайшие годы появятся еще две арки — с кораблем «Союз-ТМ» и первым искусственным спутником Земли.

​​​​​​​Двор без машин

Максимальным спросом в современных жилых комплексах пользуются «дворы без машин». Как рассказывает генеральный директор агентства недвижимости Tweed Ирина Могилатова, создание таких дворов достаточно затратно для застройщиков, однако девелоперы идут на эти расходы, чтобы обеспечить своим проектам преимущества. «Закрытые от автотранспорта жилые комплексы с видом на внутренние дворы более ликвидны и рассматриваются покупателями в первую очередь, — отмечает эксперт. — В таких проектах движение автотранспорта исключается, территория полностью отдается под внутреннюю инфраструктуру с парковой зоной. Такая концепция особенно актуальна в масштабных жилых комплексах для семейного проживания. Во «двор без машин» спокойно можно выпустить погулять маленького ребенка», — говорит Ирина Могилатова.

Парковый акцент

Специалисты компании Contact Real Estate среди сегодняшних предложений первичного элитного рынка особо выделяют несколько проектов. Например, проект Chekhov имеет собственный выход в сад «Эрмитаж». ЖК Redside отличается большой внутренней территорией (более 1 га), где застройщик собирается разбить сад и посадить большемеры. В ЖК I’m к оформлению внутренней территории с применением ландшафтного дизайна привлечено голландское архитектурное бюро Hyco Verhaagen. На участке планируется рукотворный сад площадью свыше 1 га с зонами отдыха, игровыми и спортивными площадками, а также природный парк с фонтаном. В ЖК «Полянка/44» придомовая территория площадью 1,6 га будет украшена английским садом с ручьем (детские площадки, зеленые аллеи и лаунж-зоны будут оформлены при участии международного ландшафтного бюро Gillespies). ЖК Knightsbridge Private Park может похвастаться собственным частным парком в английском стиле площадью 2 га, который разбил культовый британский ландшафтный дизайнер Крис Бердшоу.

Удачно организованное дворовое пространство является таким же важным конкурентным преимуществом продукта, как грамотная планировка квартиры и наличие инфраструктуры. 

Известия // вторник, 8 ноября 2016 года

Выйду на улицу

Выйду на улицуДворы становятся главной составляющей жилых проектов, а их благоустройство — одним из инструментов девелоперов в борьбе за покупателя

скопируйте этот текст к себе в блог:

реклама
Закрыть

Цитировать в комментарии
Сообщить об ошибке