Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
Беспилотник ВСУ врезался в многоквартирный дом в Белгороде
Армия
Российские дроны «Джокер» заставили сдаться в плен роту ВСУ
Мир
В Японии предрекли исчезновение Украине в случае продолжения борьбы с РФ
Спорт
Вратарь Федотов стал игроком клуба НХЛ «Филадельфия Флайерз»
Общество
Выжившая при теракте в «Крокусе» рассказала, как покидала зал с пулевым ранением
Здоровье
Врач предупредил о повышенной вероятности ДТП при глухоте
Общество
В Московском зоопарке назвали сроки отъезда панды Катюши в Китай
Мир
В МИД РФ указали на безразличие Запада к реальным потребностям Армении
Мир
СМИ сообщили о задержке летных испытаний американской МБР Sentinel
Мир
Более половины жителей Франции считают страну неготовой к проведению Олимпиады
Мир
В раде сообщили о назначении экс-секретаря СНБО Данилова послом в Молдавии
Мир
Военный эксперт оценил слова главкома ВСУ о новом контрнаступлении
Мир
Минобороны Литвы сообщило о планах размещения Нидерландами в стране ЗРК Patriot
Общество
Шакро Молодой вышел на свободу
Общество
Одного из террористов из «Крокуса» привезли на следственные действия
Общество
Спасавшего людей в «Крокусе» Ислама Халилова наградили медалью мусульман РФ

ТРАМПлин в новое будущее?

Сенатор Константин Косачев — о том, что будет с внешней политикой США и с российско-американскими отношениями
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

И все-таки Трамп. Это, безусловно, полноценная и мало кем предсказанная (каюсь, я в числе не очень веривших) сенсация. Казалось бы, против республиканца было всё. Прежде всего позиция вашингтонских бюрократических элит. Даже, как ни странно, республиканских. Как сказал экс-губернатор Арканзаса республиканец Майк Хаккаби, «республиканцы до смерти напуганы тем, что Трамп выиграет выборы, а не тем, что он их проиграет».

Против Трампа очевидно «работали» американские и западные в целом СМИ. Приводились данные, что из 185 серьезных ежедневных газет США Трампа поддержали лишь пять, из десяти ведущих политических еженедельников — ни один. Не помог и активно педалировавшийся российский фактор — неожиданная «изюминка» нынешних выборов: похоже, люди не очень поверили, что столь неординарная личность, как Трамп, может быть проводником чьей бы то ни было воли вне Америки.

Впервые за очень много лет большинство американцев голосовало, так сказать, в протестном режиме. То есть не столько «за» какого-то кандидата, сколько «против» его оппонента. По личным показателям — рейтингу антипатий — Трамп также уступал Клинтон. Хотя нужно учитывать и то обстоятельство, что не каждый из голосовавших в итоге за него признавался в этом открыто накануне, в том числе в ходе официальных опросов. Однако вмешался другой фактор: голосовали еще и против всего того, что олицетворяла собой Клинтон. Против Системы. Даже с учетом того, что Трамп — тоже ее часть. Но — другая часть. Которая, судя по всему, была меньше представлена в последние годы или даже десятилетия. Что ж, тем интереснее.

Да, в какой-то мере «восстание масс», антиэлитарная революция, вызов «белым воротничкам» от «красных шей», от одноэтажной Америки — всё это с определенной долей условности и с оговорками можно тем не менее констатировать. Трампа вполне ожидаемо обвиняли в популизме. Однако, как сказал известный американский политолог Фрэнсис Фукуяма в связи с этими выборами, «популизм» — ярлык, который элиты навешивают на политику, поддерживаемую простыми гражданами, но неприятную истеблишменту». В итоге Системе, олицетворяемой традиционными кланами вроде Клинтонов и Бушей, нанесен серьезный удар. Запрос на перемены оказался большим, чем желание сохранить всё как есть. А выбор был именно между этими опциями.

Нас, конечно, больше всего интересует, что будет с внешней политикой США в целом и с российско-американскими отношениями в частности. Похоже, и тут налицо явный запрос на обновление. Думаю, что и соответствующий мандат от избирателей. Но есть и нюансы:

1. Трамп неискушен во внешней политике. Поэтому фигуры глав Госдепа и его внешнеполитических советников будут важны.

2. Ему придется иметь дело с антироссийским межпартийным консенсусом на Капитолии, и это явно сдерживающий фактор.

3. Давление будет и от союзников США извне, прежде всего в Европе, где сейчас настроения где-то между паникой и разочарованием. Ибо в победе Трампа видят некий «америкзит» — нечто даже более опасное для Евро-Атлантики, чем «брекзит». Хотя речь идет, конечно, о представителях правящих либеральных элит — представители правых обновленческих евротрендов как раз ликуют.

С удивлением отмечу, что в Европе многие убеждены, что приход Трампа означает неминуемые войны. Еще год назад известный шведский политик Карл Бильдт писал в Twitter, что если Трамп будет президентом, нам всем, мол, придется спасаться в бункере. Это восприятие разительно отличается от того, что думают в России — у нас как раз убеждены, что именно Клинтон скорее приведет Америку и мир к новым войнам. За этой разницей — разное понимание причин нынешних конфликтов. Правящие европейцы — а с ними и окружение Хиллари Клинтон — убеждены, что всё дело в вызовах, которые бросают миру усилившиеся державы вроде Китая и России. Мы же считаем, что вызовы исходили как раз от прежних вашингтонских политиков, с троцкистским упорством пытавшихся «экспортировать» революции во всем мире.

Сейчас очень важно, насколько новый президент США окажется, во-первых, прагматиком, каким он себя изначально позиционировал. Во-вторых, самостоятельным. И, в-третьих, не «отягощенным злом». То есть предрассудками, стереотипами, медийными клише и всем прочим, что сейчас формирует устойчиво негативное отношение многих американцев к России, мешая им понять мотивы ее действий в отношении, например, Украины, Сирии и, разумеется, самой Америки.

Разумеется, для Трампа главное то, с чем он шел к победе: make America great again! Главный вопрос теперь — как это будет реализовано в международном контексте. За счет других или в диалоге с другими? Первое, безусловно, ближе к Клинтон. Она идеалистка, то есть у нее есть некая идеальная модель, под которую нужно «подогнать» весь прочий мир. Когда это удается, она радостно говорит «вау!», даже если речь идет о дикой расправе толпы над лидером суверенного государства. Трампу же явно привычнее иметь дело с тем, что есть, а не с идеалами. Он извлечет выгоду везде, где можно, но с минимальными издержками — это значит, что ссориться с сильными игроками на пустом месте (читай — по идеологическим мотивам, «из принципа», ради второстепенных для Америки тем и государств) просто непрактично. Тем более если у других игроков нет никаких идеологических претензий к Америке и они хотят лишь нормального уважения к своим интересам — вполне естественная вещь в сфере бизнеса.

Поэтому шансы на обновление по всем азимутам, включая российский, явно налицо. Считаю, что из России должны быть направлены соответствующие сигналы к тому, чтобы новый лидер Америки понимал: здесь нет никакого генетического или искусственно культивируемого антиамериканизма, о котором так любят говорить некоторые политики и эксперты что здесь, что там. Как нет и желания возродить холодную войну или некую империю, непременно стремящуюся бросить вызов США. Мы вполне настроены на диалог, и главное, чего хотелось последние 25 лет, — быть услышанными. Там, где это происходило, был успех — например, по иранской ядерной программе. Там, где нас не слышали (Украина, ПРО США и т.п.), неизбежно возникали проблемы. Которых можно было избежать, если говорить заранее.

Наверняка никакой «перезагрузки» не будет. Но произошло нечто более значимое — «перезагрузка» самой Америки. Могу только поздравить эту, вне всякого сомнения, великую страну, доказавшую свою способность к обновлению, и, конечно же, самого Дональда Трампа, 45-го президента Соединенных Штатов Америки.

Автор — председатель комитета Совета Федерации по международным делам

Прямой эфир