Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров заявил о содействии России укреплению безопасности стран Африки
Политика
В Госдуме высказались об условиях расширения БРИКС
Мир
WSJ указала на истощение ВСУ после нескольких месяцев непрерывных боев
Общество
Путин потребовал выплачивать компенсацию за любое утраченное при паводке имущество
Мир
В Дохе прошли первые очные переговоры России и Украины по возвращению детей
Мир
Шольц указал на отсутствие состояния войны России и НАТО
Политика
В Совфеде оценили использование Канадой титана из России в обход санкций
Общество
Путин указал на малое количество получивших помощь после паводка людей
Мир
В США указали на подрыв авторитета НАТО из-за попыток Вашингтона развалить РФ
Общество
Силуанов предложил ужесточить выдачу разрешений на стройку с рисками паводков
Мир
Лукашенко рассказал о тактическом ядерном оружии в Белоруссии
Спорт
Рожков заявил о готовности РФ отправить 108 спортсменов на Паралимпиаду в Париж
Общество
Путин поручил ускорить организацию отдыха детей из пострадавших от паводков регионов
Мир
Кассационный суд Франции признал вину экс-премьера Фийона в фиктивном трудоустройстве
Армия
Испытания ракетно-космического комплекса «Рокот» начнутся в конце 2024 года
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»

«Гроза» вернулась в Петербург

Опера Леоша Яначека снова в репертуаре Михайловского театра
0
«Гроза» вернулась в Петербург
Фото: Светлана Тарлова
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Сочинение чешского композитора Леоша Яначека «Катя Кабанова» по пьесе Александра Островского весьма популярно на Западе, но в России звучит редко. Михайловский театр попробовал ликвидировать этот пробел в 2010 году, когда музыкальным руководителем коллектива еще был уроженец Чехословакии Петер Феранец. Но спектакль в репертуаре надолго не задержался. Теперь Михайловский вернулся к отправленному в запасники полотну, сменив его название на «Грозу». Переименование пошло на пользу: опера — не о частных переживаниях главного персонажа, а о том, что время и воздух рвутся на части.

Место за дирижерским пультом вновь занял Феранец, который продолжает сотрудничество с театром в качестве приглашенного дирижера. Премьера прошла с аншлагом: похоже, за прошедшее время к терпкой, экспрессивной, лишенной сладости музыке Яначека привыкли не только музыканты театра, но и публика.

Сценическое решение «Грозы» впору назвать «метеорологическим абсурдизмом». Постановщик и сценограф увлеклись осадками, снегом, который сыпется почти непрерывно... Еще они, видимо, слышали что-то про «луч света в темном царстве» — отсюда неоновый шест, который протаскивают через сцену под звуки увертюры. Однако наивность некоторых режиссерских решений не помешала исполнителям создать наэлектризованную атмосферу действа. Эмоциональное напряжение, транслируемое в зал со сцены, было вещественным и плотным.

В общее «грозовое» пространство спектакля тактично вплетены индивидуальные, глубоко личные истории. Любят друг друга и хотят для себя лучшей жизни Варвара (Софья Файнберг) и Кудряш (Борис Степанов), пытаются не потерять достоинство под гнетом семейной тирании Борис (Дмитрий Головнин) и Тихон (Евгений Наговицын), не таят взаимного влечения вполне эротического свойства деспоты Кабаниха (Наталья Бирюкова) и Дикой (Юрий Мончак).

Энергетическим центром этого слаженного ансамбля стала Татьяна Рягузова, воплотившая главную героиню Катю Кабанову. Певица смогла создать глубоко прочувствованный образ, хотя режиссура не предоставила ей внятных психологических подпорок.

Впрочем, когда работа постановщиков превращается в выпиливание рамки для музыкального холста, оркестр, солисты и публика получают то, чего лишены герои оперы, то есть свободу. В данном случае — свободу интерпретации. И каждый может сам для себя определить, что стало пусковым механизмом показанной Островским и Яначеком жизненной катастрофы.

Прямой эфир