Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Bild заявила о возросшем рейтинге партии Шольца за счет позиции по ракетам Taurus
Общество
На Камчатке нашли тело второго пропавшего под лавиной туриста
Мир
На Украине признали неспособность противостоять российским БПЛА
Спорт
«Трактор» победил «Динамо» в овертайме и увеличил преимущество в серии
Мир
Politico узнала о намерениях КНР бойкотировать встречи по Украине без участия РФ
Общество
Полиция нашла тайник с награбленным из петербургского банка на 1,6 млрд рублей
Мир
Боррель заявил о поддержке глав МИД ЕС использования российских активов для Украины
Мир
США и Великобритания нанесли не менее 10 авиаударов по Йемену
Мир
Маск упрекнул Байдена в безразличии к страдающим от набегов нелегалов американцам
Мир
Министр обороны ФРГ Писториус раскритиковал идею заморозить украинский конфликт
Культура
В России вышла неизданная книга Теодора Драйзера
Мир
Трамп обвинил Байдена в намерении отобрать его бизнес
Мир
Сенатор США потребовал от граждан Украины всех возрастов мобилизоваться в ВСУ
Мир
В ФРГ заинтересовались российским опытом проведения ДЭГ
Экономика
Объем наличных в обращении рекордно снизился с начала СВО

Не записано — не существует

Эксперт Давид Мелик-Гусейнов — о том, как улучшить качество медицинских услуг с помощью информационных технологий
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Современная медицина уже не может существовать и развиваться без информационных технологий. Многие эксперты видят в них определенный прорыв, который существенно увеличит продолжительность жизни людей. Клинические компетенции, умноженные на информатизацию, позволяют прогнозировать факторы риска здоровья конкретного человека, усиливают эффективность выбранного алгоритма терапии за счет более качественного подбора технологий и дозировок лекарств. Информация о пациенте спасет жизни и в целом повысит качество оказания медицинской помощи.

Представьте себе человека, у которого есть хронические заболевания. Например, диабет и ишемическая болезнь сердца. Этот пациент лечится у разных врачей, ложится иногда в больницы. И вся эта история известна ему самому, хотя он может что-то важное подзабыть, например, что у него есть аллергия на какие-то лекарственные препараты. Чтобы не изучать всем отделением почерк специалиста, который что-то написал в медкарте, чтобы быстро принять решение о тактике лечения (а значит, предупредить или снизить риск развития осложнений), нужно эту информацию переводить в электронный вид.

Уже сейчас в Москве появляются электронные медицинские карты, формируются современные регистры учета пациентов с хроническими заболеваниями, создаются информационные системы (справочники, программы подбора терапии), позволяющие персонифицированно подойти к диагностике и лечению.

Кто-то, возможно, упрекнет меня в том, что пока эти технологии еще не внедрены в практику. Врачи много пишут, заполняя какие-то бланки и формы, информация о пациенте хранится разрозненно (дома, в поликлинике, в больнице). Соглашусь, это отчасти так. Но в Москве уже работает единственная и пока неповторимая в своем роде Единая медицинская информационная аналитическая система (ЕМИАС), которая стала стержнем в системе управления столичным здравоохранением. Записаться к врачу через интернет на удобное время, перенести или отменить визит, посмотреть загруженность поликлиники можно уже сейчас.

В перспективе система станет базой для многих механизмов в современном здравоохранении. На ее основе будут созданы объемные регистры хронических пациентов (онкология, сахарный диабет и т.д.), которые сделают медпомощь более адресной. Все нововведения предварительно тестируются (проводятся пилотные проекты), собираются отзывы, чтобы потом, исправив недостатки, применить этот полезный опыт во всей системе здравоохранения.

В целом улучшение информационного пространства позволяет транспарентно использовать ограниченные ресурсы, отслеживать общественное здоровье и на основе данных принимать управленческие решения. То есть информатизация здравоохранения помогает улучшить работу всей системы в целом. Это потребует от практиков медицины новых знаний и навыков, при этом какие-то функции будут автоматизированы.

В решении управленческих задач организаторам здравоохранения поможет не только информатизация исключительно медицинских процессов — работа гораздо шире. Например, мы видим очевидную необходимость в информатизации клинических исследований лекарств. Также будет полезно создать единое информационное пространство между здравоохранением, социальной службой, органами ЗАГС и государственной статистики. А появление систем по принципу Big Data (структурирования большого объема информации) поможет прогнозировать спрос в системе здравоохранения. 

Наши западные партнеры тоже идут по этому пути. Все понимают: что не записано — не существует. Однако важно помнить, что данные человека должны быть защищены и не могли никуда пропасть. Поэтому работу стоит вести максимально аккуратно, учитывая все риски.

Автор — директор Научно-исследовательского института организации здравоохранения и медицинского менеджмента департамента здравоохранения города Москвы, кандидат фармацевтических наук

Прямой эфир