Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров заявил о содействии России укреплению безопасности стран Африки
Политика
В Госдуме высказались об условиях расширения БРИКС
Мир
WSJ указала на истощение ВСУ после нескольких месяцев непрерывных боев
Общество
Путин потребовал выплачивать компенсацию за любое утраченное при паводке имущество
Общество
Отдавшего приказ бомбить нефтебазу командира ВСУ приговорили к 18 годам заочно
Мир
Шольц указал на отсутствие состояния войны России и НАТО
Политика
В Совфеде оценили использование Канадой титана из России в обход санкций
Общество
Путин указал на малое количество получивших помощь после паводка людей
Мир
Французский политик отметил высокий риск ответа РФ на изъятие ее активов
Армия
Новый комплекс подготовки спутников ввели в строй на космодроме Плесецк
Мир
Лукашенко указал на причину провала протестов в Белоруссии
Спорт
Матыцин выразил надежду на участие иностранных спортсменов в Играх дружбы
Общество
Путин поручил ускорить организацию отдыха детей из пострадавших от паводков регионов
Мир
Лукашенко назвал нынешний уровень жизни в Белоруссии лучшим в истории
Экономика
Минфин попросил суд остановить корпоративные права владельца Альфа-банка с Кипра
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»

От сохи до Третьяковки

Скульптурные изображения русских крестьян заставляют по-новому взглянуть на деревенскую тематику в советском искусстве
0
От сохи до Третьяковки
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Михаил Терещенко
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Первым проектом Третьяковской галереи, косвенно затрагивающим 100-летний юбилей революции, стала камерная выставка «Мужики и бабы». Два десятка скульптур 1920-х – 1950-х годов призваны представить многообразие отечественного крестьянства. Однако «советская» тема оборачивается совсем несоветским размышлением о тяжелой судьбе русской деревни.

Главное впечатление от экспозиции: здесь почти нет героизации и идеализации персонажей. Трогательная деревянная «Бабушка деревенская» Сергея Чуракова (1942) с мольбой и отчаянием всматривается куда-то вдаль. Ее крупные натруженные руки, сложенные на груди, только подчеркивают хрупкость, изможденность фигуры. Невеселыми думами занят и «Крестьянин из Ясной Поляны (Федот Нечесаный)» (1929). Борис Королев выполнил из мрамора только голову и оставил без детализации глаза, но недосказанность усиливает глубину и многомерность образа.

Один из основных шедевров выставки — «Зеленый» (1930). В криво срубленном полене Сергей Кольцов вырезал суровое лицо крестьянина, сбежавшего от гражданской войны в леса. Огромные пустые глазницы, грубо вырубленный нос, узкая полоска рта и жутко впалые щеки — от этого персонажа веет болью и лишениями, а излучаемая им угроза и безжалостность сочетаются с трагической неустроенностью. Это уже не человек — леший.

Разумеется, не обошлось и без более привычных монументальных образов: знаменитый «Сеятель» Ивана Шадра (1922), ставший основой для изображения на ленинских золотых червонцах, и не менее известная «Крестьянка» Веры Мухиной (1927), воплощают эпическую силу русского народа. Однако их суровый облик — гимн отнюдь не счастливой советской жизни, но — тяжелому каждодневному труду.

Впрочем, праздничная, «нарядная» сторона крестьянской жизни тоже не забыта: изделия из майолики вносят красочный контраст в однотонную суровость работ из дерева и мрамора. Иван Ефимов и Екатерина Белашова противопоставляют суровым старикам легкомысленную деревенскую молодежь («Тамбовская невеста», 1914, «Шурка», 1950). А изображение танцующих девушек в работах Зинаиды Баженовой и Ольги Сомовой напоминает о творчестве живописца Филиппа Малявина. Увы, его розовощекие бабы, кружащиеся в вихре пляски, размещены в другом здании Третьяковки.

— Мы стремились создать многоплановый облик русского крестьянства, — сообщила «Известиям» куратор выставки Лариса Бедретдинова. — Здесь есть и весьма привычные работы, традиционно ассоциирующиеся с этой темой, но есть и такие образы, в которых зритель найдет нечто необычное. Мы попытались представить самый широкий спектр работ и в отношении материалов, и в отношении подхода к самому изображению.

«Мужики и бабы» разместились в одном небольшом зале Третьяковской галереи на Крымском валу. Но за внешней скромностью экспозиции скрывается точность отбора — взяли лишь лучшее и наиболее показательное. А за избитой, на первый взгляд, темой — попытка взглянуть на жизнь крестьянства без идеологических и художественных стереотипов. 

Прямой эфир