Суббота, 25 марта 2017
Общество 16 марта 2017, 00:01 Валерия Нодельман

Гражданство через ЗАГС

Число «новых россиян», получивших паспорт благодаря браку, выросло за семь лет в 51 раз

Фото: агентство городских новостей «Москва»

По данным миграционных служб, в России с 2009 года в 51 раз выросло число лиц, получивших российское гражданство благодаря браку с россиянами. В геометрической прогрессии увеличивается и количество новых граждан, участвовавших в программе переселения соотечественников. При этом в целом мигрантов, ставших россиянами, стало меньше на треть (в 2016 году по сравнению с 2009 годом). В общем порядке в год получают гражданство не более ста человек. Фактически брак с россиянином и программа переселения соотечественников — это единственные относительно доступные способы получить российский паспорт.

Эксперты говорят о том, что по существующему закону «О гражданстве» и действующим госпрограммам натурализоваться в России могут далеко не все желающие, даже если они носители русского языка и родом из СССР.

Семья Ольги (русская по национальности и советская по происхождению) жила в Казахстане, но всегда мечтала вернуться «на историческую родину». Девушка приехала в Москву учиться. Окончила престижный вуз, нашла хорошую работу. Несколько лет безуспешно пыталась получить хотя бы разрешение на временное проживание (РВП). Никаких возможностей попасть в госпрограмму не было. Прошла, как говорят на мигрантских форумах, «все круги ада». Отстаивала ночами гигантские очереди, чтобы только подать документы на квоту, но получала отказы.

Материалы по теме
3

 

Ольга отмечает, что сложности возникали даже при появлении электронной записи на подачу документов, потому что свободных ячеек для записи не было ни в какое время суток. Зато талончики на прием всегда имелись у коммерсантов. Только замужество открыло ей прямой путь к РВП, хотя замуж она выходила по любви. Сейчас Ольга готовится подавать документы на вид на жительство. Но пока у нее нет российского паспорта, она не может официально трудоустроиться: работодатели опасаются сложностей с оформлением иностранцев на работу, поэтому предлагают ей работать по серой схеме.

По данным Федеральной миграционной службы и ее преемника, Главного управления по вопросам миграции МВД России, в 2016 году гражданами России стали более 265 тыс. человек. Это значительно меньше, чем в 2009 году (тогда гражданство получили 394 тыс. человек). В последующие два года число «новых россиян» упало ниже 100 тыс., но с 2013 года оно стало поступательно расти. Однако в общем порядке (то есть после пяти лет непрерывного проживания в стране по виду на жительство и при соблюдении ряда других условий) из года в год получают гражданство не более ста человек.

Абсолютное большинство мигрантов становятся россиянами в упрощенном порядке. Среди них лидируют участники госпрограммы содействия переселению соотечественников, число которых постоянно растет: в 2016 году таким образом получили гражданство почти 150 тыс. мигрантов, что в 41 раз больше, чем в 2009 году. Но еще больше выросло число «новых россиян», получивших гражданство путем вступления в брак с гражданами России: с 683 человек в 2009 году до почти 35 тыс. в 2016 году.

— Сторонники госпрограммы считают рост показателей подтверждением ее востребованности. Однако эта востребованность вынужденная, — считает завсектором лаборатории экономики народонаселения и демографии экономического факультета МГУ Ольга Чудиновских. — Она обусловлена тем, что в России практически нет других возможностей получить гражданство быстро и по понятным правилам, минуя трудный и весьма непрозрачный путь получения РВП.

Эксперт отмечает, что в стране уже развился бизнес по содействию в заключении брака с гражданином России или в участии в госпрограмме — такими предложениями наводнен Рунет. При этом в стране не существует системы проверки браков на «подлинность».

— У нас никому нет до этого дела. Учитывая, что механизмы включения в госпрограмму и процедуры получения РВП не вполне прозрачны, можно предположить, что фиктивные браки интегрированы в общую систему получения российского гражданства. В условиях дефицита обязательно возникает теневая сторона вопроса, — отметила Ольга Чудиновских.

По ее мнению, мигрантов сложно упрекать в заключении фиктивных браков или попытках стать участником госпрограммы.

— Быть иностранцем в России тяжело даже при наличии вида на жительство или РВП. Иностранцу нужно ежегодно подтверждать факт своего проживания в России. Есть ограничения по свободе передвижения и выбору места жительства. Например, человек с разрешением на временное проживание может жить только в том регионе, где он получил это разрешение. Я предполагаю, что для граждан СНГ российское гражданство решает многие проблемы, потому что в большинстве этих государств уровень жизни ниже российского даже сейчас, в сложные для экономики России годы, — пояснила Ольга Чудиновских.

Демограф считает, что госпрограмма давно нуждается в реформе. В существующей редакции она пытается объединить два взаимоисключающих подхода. С одной стороны, она направлена на привлечение носителей русской культуры, с другой — для участия в программе соискатель должен соответствовать определенным экономическим требованиям (например, иметь нужную в регионе профессию). Поэтому молодые русские семьи, проживающие в странах СНГ, могут получить отказ из-за того, что специальность заявителей не нужна в регионе предполагаемого проживания.

— Надо дать возможность людям, которые могут сами себя обеспечить и хотят работать или учиться в России, сделать это в рамках других программ, — предлагает Ольга Чудиновских. — Если же мы хотим собирать носителей русской культуры, то не следует обременять госпрограмму экономическими компонентами — пусть репатриационная составляющая останется ее главным содержанием.

По мнению первого зампредседателя комитета Государственной думы по делам СНГ Константина Затулина, существующий закон «О гражданстве» работает на максимальное усложнение процедуры натурализации.

— Заново принятый в 2002 году закон исходил из ложной предпосылки: все, кому было надо, в Россию уже переехали, а для остальных следует поставить барьер, — сказал «Известиям» Константин Затулин. — Были предложены совершенно невыполнимые условия для получения гражданства РФ: цепочка РВП — вид на жительство — гражданство, обязательное трудоустройство (которое без гражданства труднодостижимо) и другие.

Закон предполагал предоставление гражданства крупным предпринимателям, деятелям культуры и науки, но никто из них так и не смог стать гражданином на этом основании, потому что поправки в закон до сих пор не утверждены.

Депутат также напомнил, что с 2014 года в программе переселения появилась формулировка «носитель русского языка», но воспользоваться этим путем смогли немногие — таких новых граждан около тысячи. Дело в том, что помимо экзамена по русскому языку для натурализации требуется отказаться от имеющегося гражданства и предоставить об этом справку. Однако многие государства таких справок не выдают.

— Упрощенная схема получения гражданства только называется упрощенной. Люди годами не могут даже записаться на подачу документов, — отметил Константин Затулин.

Депутат так же, как и демограф, не исключает возможность коррупции в сфере предоставления гражданства.

По мнению Константина Затулина, в решении вопроса о предоставлении гражданства гораздо правильнее основываться на норме «соотечественник за рубежом», которая была законодательно введена в 1999 году. Под соотечественником подразумевался выходец (по восходящей линии) из Российской империи и Советского Союза, который сам изъявляет желание быть россиянином. Такая норма для предоставления гражданства позволила бы не только выдать паспорта тем, кто желает жить в России, но и сохранить в качестве сограждан тех, кто живет за рубежом.

​​​​​​​
Наверх
Реклама
Наверх