Понедельник, 24 апреля 2017
Культура 20 марта 2017, 00:01 Кирилл Разлогов

Русские поют, мечтают и видят сны

На фестивале нашего кино в Париже восторженный прием был оказан фильмам Леонида Гайдая

Фото: Getty Images/Winfried Veil

«Когда русские поют» — так назывался маленький, да удаленький фестиваль русского и советского кино, завершившийся в Париже. Кажется, только ленивый не стремится показать свои картины на родине кинематографа, где один из самых развитых в мире кинорепертуаров тем не менее не может вместить всех желающих.

Обычно Недели российского кино за рубежом, к которым я относился и отношусь весьма скептически, осваивают государственный бюджет показом фильмов в одном кинотеатре преимущественно для семей сотрудников нашего посольства и немногочисленной русскоязычной публики.

Можете понять мое удивление, когда я, представляя наши классические и современные фильмы, обращался к залам, заполненным местной аудиторией. Секрет успеха в четырех кинотеатрах (правда, не сетевых, а независимых) в разных концах Парижа — разнообразие программ и спонсорская поддержка.

90% бюджета фестиваля обеспечивают спонсоры при участии Юнифранс, Национального киноцентра Франции, отдела кино парижской мэрии, Госфильмофонда России, «Мосфильма» и, начиная с этого года, «Газпрома», благодаря поддержке которого появился денежный приз. €20 тыс. получает французский прокатчик фильма — победителя небольшого, но показательного конкурса новейших картин.

В этом году в нем участвовали альманах «Петербург. Только по любви», «Рай» Андрея Кончаловского (мой фаворит), «Инсайт» Александра Котта (фаворит руководителя фестиваля Марка Рюскара), «Дама пик» Павла Лунгина и «Зоология» Ивана И. Твердовского. В последнем случае фестиваль играл роль рекламного запуска картины молодого режиссера во французский прокат.

Сразу скажу, что победительницей оказалась показанная на открытии картина Павла Лунгина — любимца французских кинофилов. В отличие от отечественных пуристов вольное обращение авторов фильма с Пушкиным и Чайковским их не отпугнуло, и последняя работа режиссера получила наконец заслуженное признание в стране, с которой его многое связывает.

В разделе короткометражных фильмов жюри отметило анимационную фантастическую притчу «Среди черных волн» Анны Будановой и присудило приз парадоксальной ночи любви милиционера и проститутки под ироничным названием «Родная душа» (режиссер Павла Стратулат).

Сенсационным неожиданно оказался и петербургский альманах, показанный в честь Международного женского дня, но не 8-го, а 9 марта. А центральной картиной фестиваля по справедливости стали «Стиляги» Валерия Тодоровского, строго соответствовавшие заявленной тематике. Ленту представлял сам режиссер, зрителей попросили надеть «стиляжный» прикид, обладателю лучшего наряда была присуждена премия.

Для небольшого мероприятия именитых гостей из России было много: Павел Лунгин посетил открытие (его статуэтку пришлось принимать автору этих строк), свои картины представляли Карен Шахназаров («Город Зеро»), Андрей Кончаловский и Иван И. Твердовский.

Представление лент прошлых лет выпало на долю организаторов, а также французских и русских специалистов. Мне достались такие шедевры, как «Брат» Алексея Балабанова, «Я шагаю по Москве» Георгия Данелии, «Мой друг Иван Лапшин» Алексея Германа, «Июльский дождь» Марлена Хуциева, а также картины Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука» и «Иван Васильевич меняет профессию», за которые организаторам — особое спасибо.

Наш великий комедиограф, которого при жизни нередко презирали и начальники, и коллеги по профессии, за границей по сей день почти не известен. Неожиданный для многих — в том числе и для устроителей — восторженный прием его классических картин в Париже может стать началом их победного шествия по фестивалям мира.

Уже по перечисленным картинам и тем более по ретроспективе «Революции и кино» очевидно, что русские поют далеко не в каждой ленте. Название цикла выбиралось с долей лукавства. Пусть «Стачка» Эйзенштейна показывалась с живой музыкой, а в программе были классические «Цирк», «Карнавальная ночь», «Человек с бульвара Капуцинов», а на церемонии закрытия «Гусарская баллада», вопросы оставались.

Выходили из положения мы по-разному. Во-первых, в представлениях картин приходилось делать акцент на музыке, композиторах и авторах песен. В «Вертикали» главными становились баллады Высоцкого, в «Брате» — «Наутилус Помпилиус», в «Моем друге Иване Лапшине» — присутствие Андрея Миронова, которого зрители могли увидеть и услышать поющим в «Бриллиантовой руке».

Благодаря президенту фестиваля, французской актрисе русского происхождения Маше Мериль — она прославилась еще в 1960-е, сыграв главную роль в скандальном фильме Жана-Люка Годара «Замужняя женщина» — нам удалось увидеть ее нынешнего мужа, знаменитого Мишеля Леграна, играющим на фортепиано накануне отъезда на гастроли в Екатеринбург.

В своей заключительной речи Маша Мериль сказала, что подготовка следующего фестиваля уже началась. Скорее всего, его темой будет Les Russes revent, что может переводиться и как «русские мечтают» и как «русские видят сны».

Наверх

Мнения

Наверх