Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В США признались в наращивании оборонно-промышленной базы за счет Украины
Мир
В Кремле указали на невозможность западных ракет ATACMS изменить ход СВО
Общество
Путин назвал приоритетом поддержку рождаемости и достойное качество жизни семей
Общество
Собянин сообщил о бесплатной парковке в Москве в праздничные дни
Общество
Глава Росфинмониторинга заявил о финансировании теракта в «Крокусе» криптовалютой
Мир
Захарова назвала заявление Сунака о «военной» промышленности выборной кампанией
Общество
Матвиенко заявила о необходимости создать условия для возвращения россиян
Мир
В КГБ Белоруссии сообщили о пресечении ударов дронами по Минску из Литвы
Политика
Политолог указал на желание Польши избавиться от украинских беженцев
Общество
Песков сообщил о продолжении курируемых Ивановым строительных контрактах
Мир
МИД РФ назвал отчаянным фейком обсуждение запрета консульских услуг за рубежом
Мир
Лукашенко раскрыл планы оппозиции захватить один из районов страны
Общество
Матвиенко заявила о контроле Путиным выполнения социальных обязательств
Общество
Захарова указала на обнародование Ереминым данных об охоте ВСУ за журналистами
Мир
В КНДР назвали санкции в отношении страны петлей на шее США
Мир
Глава TikTok заявил об отсутствии у соцсети планов уходить из США

В Москву привезли синефильский Грааль

Символ французской новой волны Жан-Пьер Лео представил российскую премьеру Out 1 Жака Риветта
0
В Москву привезли синефильский Грааль
Фото: РИА НОВОСТИ/Екатерина Чеснокова
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Москву посетил легендарный артист Жан-Пьер Лео. 72-летний патриарх французского кинематографа, работавший с лучшими европейскими режиссерами, приехал на восьмидневную ретроспективу одного фильма ― Out 1 умершего год назад киноклассика Жака Риветта.

Out 1 снимался в 1970 году без сценария, на полной импровизации. Риветт лишь в общих чертах обрисовал будущий сюжет ― две театральные труппы параллельно репетируют спектакли, пока городской бродяга Кален (в этой роли — Жан-Пьер Лео) мечется по Парижу в поисках таинственной организации «Общества Тринадцати». Несколько десятков артистов придумывали себе роли на ходу, а диалоги рождались прямо на съемочной площадке.

― Каждый актер фантазировал, кого собирается играть, ― рассказывал Жан-Пьер Лео. ― Я решил стать уличным попрошайкой, который притворяется глухонемым и выпрашивает у прохожих деньги. Эту часть мы обсуждали вместе с Риветтом, но вот что придумал я: мой герой будет играть на губной гармошке! И Риветт, тонкий ценитель музыки, не только принял эту идею, но и решил закончить фильм сценой моего соло. Это было невероятно приятно.

В итоге было отснято больше десяти часов материала, и почти всё пошло в дело. Из разрозненных сцен Риветт смонтировал связную 13-часовую историю, спаянную общим замыслом и открытую для всевозможных интерпретаций. Эта версия получила впоследствии подзаголовок «Не прикасайся ко мне».

Из-за внушительного хронометража фильм так и не дошел до проката, а для телевидения оказался слишком смел. После из того же материала Риветт сделал новый четырехчасовой монтаж (с подзаголовком «Призрак»), кардинально сменив ритм и даже сюжет. Однако и эта версия в силу различных причин не стала достоянием широкой общественности.

Москвичи смогли увидеть обе версии Out 1. 13-часовая даже была показана дважды ― можно было выбрать, смотреть фильм шесть вечеров подряд либо залпом в два дня. Отдельно демонстрировалась кинотеатральная версия «Out 1: Призрак», а также свежий документальный фильм о съемках «Парижские тайны. Возвращение к Out 1», где собраны свидетельства почти всей съемочной группы и, главное, есть редкие архивные интервью самого Риветта.

Но, что показательно, там нет прямой речи самого Лео. Как и его герой Кален, сознательно выбравший немоту, актер не комментировал фильм и в Москве, ограничившись мнением, что Out 1 ― «самый загадочный фильм Жака Риветта».

На премьере артист рассказал, что с режиссером его связывали долгие личные отношения. В возрасте 14 лет сыграв главную роль в легендарном фильме Франсуа Трюффо «400 ударов», Лео попал в круг режиссеров новой волны, воспевшей искренность и естественность.

― Жак Риветт был тогда редактором журнала Les Cahiers du cinema, который создал интеллектуальную атмосферу этой волны, ― вспоминал Жан-Пьер Лео. ― Когда я был совсем молодой, сотрудники издания, многие из которых стали режиссерами, плотно занимались моим образованием, и я помню до сих пор, как Риветт взял меня с собой на один из первых, фактически закрытых концертов Пьера Булеза...

Но не только приезд великого артиста делает это событие уникальным. Российская премьера Out 1 отчасти возвращает нам уже забытое в эпоху интернета ощущение уникальности кинопоказа. Этот фильм не зря называют синефильским Граалем ― о нем знал каждый, кто интересуется новой волной, но мало кому до сей поры его удалось увидеть.

Ретроспектива под кураторством Бориса Нелепо в Электротеатре «Станиславский» состоялась под эгидой киноклуба СИНЕ ФАНТОМ при поддержке посольства Франции и Французского института в России.

Прямой эфир