Вторник, 30 мая 2017
Экономика 23 марта 2017, 08:01 Ирина Макиева

Благоустройство повседневности

Мнение

Экономист Ирина Макиева — о перспективах реструктуризации и развития моногородов в России

Фото: из личного архива Ирины Макиевой

Моногорода России — это целая страна, в которой проживают более 13 миллионов человек. Города строились вокруг заводов, чтобы обеспечивать непрерывную работу этих предприятий. Большинство из них создавалось под государственные заказы оборонно-промышленного комплекса, топливной промышленности и металлургии. На градообразующем предприятии было занято более 50% городского населения. Такая ситуация наблюдалась в большинстве моногородов до распада СССР. 

Материалы по теме
1

Но произошедшие социально-экономические изменения — отсутствие государственных заказов, истощение ресурсных месторождений, а также повышение производительности труда и автоматизация технологических и производственных процессов — привели к сокращению занятых на градообразующем предприятии. Экономическая нестабильность, отсутствие возможности удовлетворить растущие запросы молодых специалистов, запоздалое развитие социальной и городской инфраструктуры и, наконец, неуверенность в завтрашнем дне стали причинами стагнирования экономики моногородов. И как следствие оттока населения в региональные центры.

Проблема реструктуризации и развития моногородов стала сегодня для российской экономики чрезвычайно острой. Не случайно один из основных тезисов послания президента в 2016 году гласит, что необходимо сделать моногорода территориями возможностей, городами, где можно не только работать, но и комфортно жить.

К сожалению, нужно констатировать, что местные власти зачастую не способны в одиночку принимать экономические вызовы и не могут изменить к лучшему путь городского развития. Опыт показывает, что оздоровление экономики городов в результате совместных усилий, политической воли и привлекаемых инвестиций способствует развитию муниципалитетов. Именно сейчас наиболее удачно сложились все условия для развития моногородов. Правительство РФ разработало и реализует целый ряд мер, включающий механизмы, направленные как на диверсификацию экономики, так и на улучшение качества городской среды и социальной сферы моногородов.

Традиционно самое сложное в развитии городов — это привлечение инвесторов. А в условиях текущей экономики это сложно вдвойне. Именно развитие масштабных производств дает основной приток капитала и обеспечивает занятость населения.

Но если экономику городов можно оздоравливать с помощью экономических и институциональных мер, то как быть с городской средой?

Проблема эффективного функционирования городской среды как в мегаполисах, так и в малых городах России — задача первостепенной важности. Качественно новые запросы людей к жизни в современном городе приводят к поиску нестандартных подходов и опережающих путей развития территорий.

Ярким примером подобного поиска в рамках программы «Комплексное развитие моногородов» стала программа «Пять шагов благоустройства повседневности». Это комплексный подход к созданию комфортной среды. Основная идея — преображение пяти общественных зон города: благоустройство оживленного общественного пространства, создание возможностей для времяпрепровождения молодежи, обновление городских достопримечательностей, обновление или создание объектов социальной инфраструктуры, активация заброшенных или неэффективно используемых зданий и помещений.

Когда на городских улицах и в парках появляются новые объекты, стильные инсталляции, удобные лавки, освещение; когда на крупных транспортных развязках старые дорожные указатели меняются на новые, когда обустроены детские игровые площадки, спортивные сооружения и когда молодежи есть где провести свой досуг в городе — появляется ощущение, что перемены к лучшему происходят уже сейчас.

Линейное построение города долгое время формировало линейную структуру жизни горожан. Необходимо изменить модель — менять город под запросы его жителей при их непосредственном участии.

Размышляя о том, что такое город, изучая опыт, в том числе и международный, понимаешь, что развитие урбанистического пространства — это дело не только власти, но и горожан. Власть не будет эффективной, если не будет работать вместе с жителями города, причем в одном формате. Только при таком комплексном подходе можно принять действительно верное управленческое решение. И отсутствие полномочий у органов местного самоуправления или ограниченность финансовых ресурсов не может здесь служить оправданием. 

Однако роль городской администрации как важнейшего катализатора и представителя интересов городского сообщества (как, во всяком случае, должно быть) невозможно переоценить. Именно местные власти должны инициировать работу с местным сообществом. В этом заключается эволюционный путь развития гражданского общества, мотивированного как на самореализацию горожан, так и на развитие города.

Сегодня каждый моногород развивается по своей уникальной стратегии. Общих рецептов нет. Ведь городская среда — это живой организм, готовый меняться под запросы и потребности каждого жителя. Привлекательность города определяет его развитие. Он должен быть удобным для людей. И только совместная работа создаст условия, чтобы в наших городах было приятно жить, творить, общаться, растить детей, встретить старость.

Автор — руководитель приоритетной программы «Комплексное развитие моногородов» Совета при президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам

моногород

Наверх

Мнения

Наверх