Воскресенье, 28 мая 2017
27 марта 2017, 00:01 Георгий Алексеев

Дроны на дорогах

В России создана ассоциация «Автонет», которая занимается внедрением беспилотных автомобилей на российские дороги

Фото: Фото предоставлено пресс-службой КАМАЗа и пресс-службой НАМИ

Российский беспилотный автомобиль — амбициозный проект, учитывая тот факт, что даже в мире рынок подобных транспортных средств находится в зачаточном состоянии. Между тем российское правительство всерьез намерено не просто создать беспилотник российской разработки, но и занять долю мирового рынка. Специально для этих целей создана ассоциация «Автонет», которая консолидирует автопроизводителей, разработчиков компонентов и ПО, привлекает к процессу сертифицирующие органы и законотворцев, охватывая таким образом комплекс мер по выпуску беспилотников на российские дороги общего пользования.

Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что вывод на знакомые каждому россиянину дороги транспортных средств, которые могут ездить без водителя, ориентируясь лишь на окружающую обстановку и заложенные программы, — сложный, многослойный и длительный процесс. Создание непосредственно машины в этом случае — далеко не первостепенный вопрос. Помимо него необходимо сформировать законодательную базу, разработать стандарты и нормы для сертификации беспилотника, его компонентов и программного обеспечения, создать испытательные полигоны для тестов, инфраструктуру и системы обслуживания, а также убедить потенциальных покупателей в том, что беспилотники удобны и безопасны.

Все эти вопросы легли в основу создания в рамках Национальной технологической инициативы (НТИ) ассоциации «Автонет», которая занимается развитием отрасли беспилотных автомобилей. Согласно принятой в прошлом году «дорожной карте», российские беспилотники при содействии ассоциации появятся на дорогах общего пользования в 2035 году.

Ассоциация объединяет представителей автомобильной промышленности, научные учреждения и организации, профильные институты, производителей частично и полностью беспилотных транспортных средств, экспертов и научных деятелей. В их числе — ПАО «КамАЗ», Государственный научный центр Российской Федерации ФГУП «НАМИ», ПАО «Соллерс». В активном обсуждении многочисленных вопросов участвуют «АвтоВАЗ», МВД, «Ростелеком», ГК «Автодор», РСА, НП «Глонасс» и другие организации.

​​​​​​​

«Одной из ключевых задач нашей ассоциации является содействие участникам рынка беспилотных транспортных средств в их деятельности по созданию нового для нашей страны типа транспорта. В этом деле много неизвестных и переменных, но консолидация усилий разных компаний и организаций — от министерств до производителей компонентов — будет способствовать выполнению цели, поставленной перед нами правительством страны, — выпустить надежный российский беспилотник на дороги общего пользования», — говорит исполнительный директор ассоциации «Автонет» Владимир Колмаков.

Безопасность автопилолтов

Как правило, водитель чувствует неловкость, когда сидит на пассажирском кресле, передав руль, например, приятелю, — отсутствие контроля над транспортным средством, которое движется на большой скорости или в плотном потоке, заставляет понервничать. Что же будет, если за рулем вообще никого не окажется? Такой вопрос был поднят на организованном ассоциацией «Автонет» круглом столе «Внедрение беспилотного транспорта на дорогах РФ. Пути снижения аварийности и повышения уровня безопасности пассажиров».

По итогам обсуждения, в котором приняли участие представители правоохранительных органов, телекоммуникационных компаний и автостраховщиков, выяснилось, что вопросов стало только больше. К очевидным сложностям с состоянием российских дорог, разметки и знаков, соблюдением ПДД и спорами по поводу страховки добавился вопрос кибербезопасности. Ведь если машиной управляет компьютер, то есть ли гарантия, что его не взломают? К слову, по данным экспертов ассоциации «Автонет» по техническим вопросам, в настоящее время программное обеспечение практически на всех современных автомобилях сильно уязвимо. Это значит, что заниматься кибербезопасностью российских беспилотников надо уже сейчас, не дожидаясь первых сбоев или, что еще хуже, аварий на дорогах.

Искать ответы на вопросы безопасности беспилотников призвана специальная рабочая группа, формирование которой было инициировано ассоциацией по итогам круглого стола. Она займется разработкой стратегии в области обеспечения безопасности беспилотного транспорта в России и формированием соответствующей законодательной базы.

Еще одна рабочая группа займется вопросами развития рынка компонентов для беспилотного транспорта. Ожидается, что отечественные производители могут в будущем занять до 10% мирового рынка систем для беспилотников. К слову, сами производители компонентов заверили, что уже сейчас российским инженером под силу разрабатывать передовые радары, лидары, датчики и программное обеспечение. Осталось наладить эффективный механизм взаимодействия между теми, кто производит компоненты, и теми, кто их закупает.

Новому транспорту — новые профессии

Подготовка квалифицированных специалистов в области беспилотного транспорта — еще одна область, которая не терпит отлагательств. Поддержать талантливых инженеров призван Всероссийский конкурс на лучшие инженерные решения, инициированный ассоциацией «Автонет». Конкурс включает несколько номинаций — победители в каждой из них получат шанс проявить себя в виде годового контракта с одним из крупнейших российских автопроизводителей.

Формирование нового сегмента рынка — процесс, в котором участвует множество сторон, и от эффективности их взаимодействия зависит, станет ли словосочетание «российский беспилотник» похвальным.

Справка «Известий»
Прогноз мирового рынка.Международная консалтинговая компания A.T. Kearny дает свой прогноз: вслед за появившимися в 2015 году системами частичного автономного управления на рынок выйдут системы с более высоким уровнем «самостоятельности» — это случится к 2020 году. К 2025 году станут широко доступны технологии полностью автономного вождения, к 2030-му появятся системы роботизированного автономного управления, а к 2035 году ожидается выход глобальных технологий сетей мегаполисов. Мировой объем систем автоматического и автономного управления авто, включая связанные с этими технологиями сервисы, к этому времени составит $558 млрд (или 17% доходов всего мирового автомобильного рынка).

Наверх

Мнения

Наверх