Воскресенье, 28 мая 2017
27 марта 2017, 00:01 Алексей Грамматчиков

Виртуальный авторитейл

Новые технологии трансформируют авторитейл: всё больше автомобильных дилеров предлагает российским клиентам приобрести машину, не вставая с дивана

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

Последние месяцы ознаменовались всплеском внедрения новых интернет-технологий в сфере розничных продаж автомобилей в России. Заметным событием в этой области стали запуски проекта компаниями Favorit Motors, Carmart в Санкт-Петербурге (создан автохолдингом «Максимум»), группой компаний «Авилон». Тестируют подобные сервисы и другие дилерские предприятия, в том числе самый крупный российский автодилер — компания «Рольф».

Особенность проектов заключается в том, что впервые можно совершить полный цикл приобретения авто в интернете. На веб-сайте любой желающий может выбрать понравившуюся машину, ее комплектацию, оплатить покупку онлайн — и через некоторое время увидеть около своего дома новенький автомобиль, например, оформленный красивым бантом (цвет и форму банта можно выбрать как опцию).

Банковское послабление

Интернет-торговля уже давно наступает на многие российские потребительские рынки. Несмотря на кризис, ее общие объемы динамично растут: по данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), за последние три года обороты интернет-торговли в РФ увеличились более чем на 50% — с 544 млрд рублей в 2013 году до 850 млрд рублей в 2016 году (см. график). Наиболее распространенными видами покупок через интернет являются бытовая техника и электроника, одежда, обувь, парфюмерия, автомобильные запчасти. Растут также онлайн-продажи книг, стройматериалов, офисного оборудования, спорттоваров.

До недавнего времени интернет-продажи автомобилей в России не получали широкого распространения. Точнее, онлайн-покупка машин происходила частично. Согласно исследованиям, 70–80% покупок всех новых машин в России начинается с интернета, когда покупатель заходит на официальный сайт дилера или производителя, чтобы познакомиться с имеющимися на рынке предложениями. Однако, выбрав автомобиль, покупателю в любом случае приходилось ехать в автосалон — прежде всего для того, чтобы совершить оплату покупки.

Как известно, при оплате товаров и услуг онлайн банки берут порядка 3–4% от суммы сделки. Если речь идет о незначительной покупке — например, мобильного телефона, то такая комиссия не очень обременительна. Однако когда сумма оплаты достигает стоимости авто, то банковский процент ощутимо кусается. До последнего времени банки не спешили менять условия своего сотрудничества с продавцами автомобилей. Но сейчас этот подход изменился: теперь процент онлайн-оплаты за автомобиль снижен до уровня 1%, что делает процесс покупки личного транспортного средства через сеть вполне реальным.

Удобнее и дешевле

Участники рынка прогнозируют, что продажи автомобилей через интернет в России имеют большое будущее. Во многих регионах не всем удобно ездить в соседний город, искать дилера приглянувшейся марки. Гораздо удобнее, когда нужное авто доставят прямо на дом.

Компании, стоящие сейчас в авангарде автомобильной электронной коммерции, заявляют, что в ближайшие годы в России через интернет будет продаваться как минимум треть новых автомобилей. В частности, президент ГК «Фаворит Моторс» Владимир Попов заявляет, что в течение года компания рассчитывает вывести в онлайн до 30% всех своих продаж, то есть ежегодно продавать порядка 10 тыс. и более автомобилей. По его мнению, онлайн-торговля автомобилями может прежде всего сделать более привлекательной цену машины. Уже сейчас, по словам представителей компании, покупать автомобили в интернете на 2% выгоднее, чем при самых выгодных условиях в автосалонах. И в дальнейшем эта выгода будет расти, так как онлайн-продавцы смогут экономить на содержании персонала, на строительстве или аренде дорогих автосалонов.

Большой потенциал связан и с различными дополнительными сервисами, которые могут сопровождать онлайн приобретение авто. Например, сейчас, также не выходя из дома, онлайн можно оформить кредит или страховку. И сервисы в будущем могут быть самые разные. Та же компания «Фаворит Моторс» заявляет, что в ближайшие месяцы планирует внедрить технологии очков «виртуальной реальности», когда онлайн можно осмотреть все детали приобретаемой модели. Предполагается, что в будущем в виртуальные очки даже будет встроена специальная капсула запаха автомобиля, чтобы клиент в полной мере смог ощутить свою будущую покупку.

​​​​​​​

Впрочем, вопрос, смогут ли интернет-продажи занять в ближайшее время значимую долю авторитейла, всё же остается пока открытым. С одной стороны, в целом интернет-продажа машин удобна для покупателей. Но с другой — человеку необходимо лично посмотреть и потрогать такую значимую покупку, как автомобиль, пройти на нем тест-драйв. Немаловажным является и вопрос личного общения и советов менеджера автосалона.

Уже сейчас некоторые производители обсуждают возможность создания неких демонстрационных центров, где покупатель сможет посмотреть и испытать предполагаемое к покупке авто и только потом осуществить покупку через интернет. Так что вполне возможно, что в будущем роль автодилера как продавца новых машин будет сходить на нет, люди будут покупать машины виртуально, а к дилеру приезжать только для их обслуживания.

Наверх

Мнения

Наверх