Эксперт: интегрированные курсы в школах чаще всего неэффективны
Интегрированные учебные курсы отличаются от систематических как раз своей эклектичностью, по этой причине они чаще всего бывают не очень эффективными, рассказал «Известиям» действительный член Российской академии образования Михаил Рыжаков.
Ранее председатель Ассоциации учителей истории и обществознания, академик РАН Александр Чубарьян сообщил, что в российских школах может появиться новый предмет «Современная Россия», который будут изучать ученики 11 класса. В разговоре с «Известиями» Чубарьян уточнил, что пока это «только идея», но через несколько месяцев по этому поводу планируется провести специальное совещание.
«Я выдвинул эту идею на базе учебника истории, который есть для 11 класса, на базе учебника обществоведения и географии немножко, вот может заняться подготовкой такого курса и кроме того, в школах есть курс «Россия в мире», это все объединить. Конечно, это завершающий 11 класс предмет», — отметил Чубарьян.
В новую дисциплину планируется включить элементы истории конца ХХ века, обществознания, географии, однако по мнению Рыжакова, в этом случае трудно обойтись без изучения права, экономики, этики.
«Идея понятна, а как будут ее воплощать, я не знаю, так как проблема интегрированных курсов состоит в том, что если это обязательные курсы (не авторские, когда учитель готовит материал сам) для массовой школы, то главным камнем преткновения здесь будет отбор содержания, потому что общих критериев выработать не удается, у каждого свой взгляд на эти вещи», — пояснил Рыжаков.
По его словам, можно поступить так же, как когда-то с историей — собрать несколько коллективов, работать и договариваться несколько лет, после чего определить итоговое содержание, но это долгий процесс с неоднозначным результатом.
По этой причине практически нет примеров эффективных интегрированных курсов, продолжил Рыжаков, приведя в пример предмет «Этика и психология семейной жизни» и ряд других дисциплин, которые исчезли из школьного образования.
«Курс [«Современная Россия»], конечно, возможен, и я за то, чтобы подобные сюжеты были, хотя современную Россию мы фактически изучаем уже и сейчас в курсе обществоведения и других предметов. Интегрированный курс объединяет не дисциплины, а отдельные знания этих дисциплин, и в этом его главная проблема. В этом случае при интеграции выбирается некий объект, который в экспозиции каждой из этих дисциплин рассматривается, и выбор объекта здесь — самая трудная задача», — заключил эксперт.