Воскресенье, 28 мая 2017
Образование 31 марта 2017, 00:01 Ольга Владимирова

Учеба на расстоянии

Все плюсы и минусы дистанционной системы обучения в высших учебных заведениях

Дистанционное образование — отличный шанс для тех, кто не может ежедневно посещать занятия. Фото: Getty Images | Hero Images

Вебинары, скайп-конференции и лекции в Сети по самым разным дисциплинам давно теснят «аналоговое» обучение. Но только если речь идет о дополнительном образовании. Найти вуз, в котором дистанционно можно окончить бакалавриат или магистратуру, не так уж и просто. Ведущие российские университеты предпочитают учить студентов в аудиториях, да и сами студенты хотят, чтобы в приложении к диплому была указана очная форма обучения, так проще после вуза найти работу.

ВСЕ ПО ДОМАМ

Дистанционные формы учебы дают массу возможностей как вузу, так и студентам. Лектору не приходится из года в год «начитывать» перед аудиторией одни и те же лекции — достаточно один раз записать их и выложить в Сеть. Никаких пропусков лекций по болезни или из-за работы — студент может войти на сайт вуза в любое удобное для него время и послушать преподавателя один на один, не отвлекаясь на разговоры и шум в аудитории.

Лекции и вебинары светил науки уже выкладывают в общий доступ ведущие мировые университеты. Благодаря дистанционным технологиям образование высокого качества становится доступным. Чтобы учиться в Гарварде, Стэнфорде, Йеле, необязательно быть студентом этих вузов. Все эти университеты, как и многие другие, выкладывают в общий доступ лекции и учебные материалы. Последнее исследование Гарварда и MIT, опубликованное в начале 2017 года, говорит о том, что интерес к получению онлайн-образования огромен. На ведущих обучающих ресурсах регистрируется до 1500 человек со всего мира.

Можно организовать и семинарное занятие, и консультацию с преподавателем, и сдачу зачета или экзамена. Экономится время преподавателей, которые смогут больше внимания уделять научной работе. Вуз, который обучает студентов дистанционно, может базироваться в скромном по размерам здании — студенты приезжают в альма-матер крайне редко. Казалось бы, у дистанционного обучения столько плюсов, что на него должны переходить все университеты и институты страны. Действительно, онлайн-обучение — отличная возможность расширить кругозор и улучшить знания, но дистанционно стать полноправным студентом этих университетов и получить степень бакалавра или магистра пока невозможно. Ведущие университеты пока не спешат переходить в онлайн. У обучения на расстоянии немало минусов. Например, сложно контролировать подлинность работ учащихся и их реальные знания.

Не успев распространиться, в России дистанционное обучение стало почти синонимом «покупки» диплома, поясняет заведующий кафедрой психологии и педагогики дистанционного обучения МГППУ Бронюс Айсмонтас. Обучение на расстоянии — отличный предлог для того, чтобы не учить студентов вообще.

Действительно, многие скандалы во время кампании по закрытию неэффективных вузов были связаны именно с такими учебными заведениями — студенты получали логины и пароли от интернет-ресурса, а затем в тестовой форме сдавали все работы, зачеты и экзамены. В большинстве случаев прием работ был организован таким образом, что обучающиеся могли пользоваться любой справочной литературой и помощью «друга», а некоторые дистанционные вузы в помощь своим студентам выкладывали на том же ресурсе шпаргалки и готовые ответы, которые было достаточно просто скопировать. Такие учебные заведения создали вокруг дистанционного обучения атмосферу скандала, которой оно не заслуживает. И это не единственный минус дистанционного обучения.

«Организовать систему настоящего онлайн-обучения, а не формального перевода с курса на курс действительно сложно. Для приема работ важна система идентификации и проверки подлинности. Программы, рассчитанные на традиционное обучение, требуют доработки. Кроме того, студенты пребывают вне среды общения с однокурсниками и преподавателями, это надо компенсировать онлайн-консультациями и мотивационными беседами», — рассказывает Айсмонтас. Также он считает, что выпускники большинства российских школ, привыкшие к принуждению в учебе, недостаточно мотивированы на получение самообразования и дистанционное обучение дается им с трудом. Другое дело — работающие люди, которые осознанно подходят к получению образования или люди с ограниченными возможностями, для которых учеба из дома — один из немногих шансов повысить качество жизни.

В МГППУ форма дистанционного обучения организована для будущих психологов, которые по тем или иным причинам не могут посещать занятия. Половина студентов — люди с ограниченными возможностями, остальные или воспитывают маленьких детей, или работают полный день и не могут посещать занятия. Но всех своих студентов, обучающихся дистанционно, университет время от времени все равно собирает вместе ради личного общения, которое просто необходимо будущим психологам.

РЕЦЕПТ УСПЕШНОСТИ

Вряд ли дистанционное обучение в обозримом будущем заменит традиционное, но не использовать интернет в обучении — лишать студентов многих возможностей.

В 2015 году в России по инициативе Минобрнауки восемь ведущих вузов страны учредили Национальную платформу открытого образования. Свои ресурсы на портале объединили МГУ, МФТИ, НИТУ «МИСиС», НИУ «ВШЭ», СПбПУ, СПбГУ, ИТМО и УрФУ. Каждый желающий может пройти курс обучения по базовым дисциплинам, изучаемым в российских университетах. Результаты онлайн-обучения студенты могут засчитывать в своем учебном заведении. Чтобы получить сертификат, необходимо выполнить контрольные задания. Важно, что система идентификации личности и технологии проверки подлинности работ, основанная на биометрических данных, не дает возможности списать или позаимствовать чужую работу.

Сетевое взаимодействие университетов в традиционном обучении очень сложно, но при наличии общей онлайн-платформы имеет ряд преимуществ. Например, нужно сделать образовательную программу на стыке наук, магистерскую программу по биоматериалам — ее могут создавать профессора по медицине из МГУ и профессора по материаловедению из НИТУ «МИСиС». Каждый университет привносит в процесс обучения те компетенции, которые у них самые сильные.

Дистанционно вузы могут реализовывать совместные проекты, которые стирают границы между странами и университетами. Так, НИТУ «МИСиС» готовит три курса на английском языке для платформы edx. org, которые будут запущены в марте 2017 года. Один из них — «Материаловедение для инженеров» — разрабатывается совместно с профессором факультета химической и биомолекулярной инженерии американского University of Notre Dame Александром Мукасьяном.

Смешанное обучение — система, когда студенты регулярно посещают вуз, но реальное обучение дополнено виртуальным, — самая перспективная форма обучения, считают в НИТУ «МИСиС». Преимущество новых технологий и возможность живого общения дают самые лучшие результаты.

Однако возможности дистанционного образования, например для инженеров, ограничены. Нельзя стать инженером без работы в лабораториях, без выполнения практических заданий, без практики на производстве. Во всем мире на крупных платформах дистанционного образования инженерные курсы составляют только 5%.

Вместе с производственными компаниями НИТУ «МИСиС» создает обучающие технологии — тренажеры, симуляторы, внедряет смешанное обучение. К примеру, в НИТУ «МИСиС» по заказу Минэнерго был создан образовательный интернет-портал по программам повышения квалификации в области энергосбережения и энергоэффективности. Дистанционное обучение на этом портале прошли 32 тыс. человек.

ПОГОВОРИМ ПРИ ВСТРЕЧЕ

В технических вузах полагают, что полностью на дистанционное обучение проще перейти гуманитариям, однако в РУДН, где основная часть студентов— гуманитарии, считают, что организовать полноценное обучение дистанционно невозможно не только для будущих инженеров, но и для переводчиков. Здесь развивают свою телекоммуникационную учебно-информационную систему (ТУИС), в которой преподаватели размещают учебные, контрольные и методические материалы, а также могут общаться со студентами онлайн. Но личные встречи в стенах вуза есть и будут обязательными.

В прошлом году в системе ТУИС разместили около 20% всех учебных материалов, а к 2020 году РУДН планирует полностью перевести весь массив данных в ТУИС, создать единый интернет-учебник. Таким образом, библиотека для студентов будет открыта круглосуточно, а учебной литературы всегда будет хватать на всех.

«Это поможет формировать индивидуальные образовательные траектории, которые отвечают научным и профессиональным интересам студентов», — отмечает начальник управления образовательной политики РУДН профессор Олег Игнатьев.

Как пояснил Игнатьев, РУДН сконцентрировался на подготовке креативных, способных к самостоятельным решениям выпускников, занимающих активную позицию в процессе обучения.

Электронная образовательная среда — еще один шаг к повышению сознательности студентов. У преподавателей, в свою очередь, появляется больше времени для научной работы, в том числе с привлечением студентов и аспирантов. Так что в ближайшее время аудитории не опустеют.

Наверх

Мнения

Наверх