Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Песков не исключил возможности скорого визита Путина в Китай
Политика
Эстония объявила персона нон грата российского дипломата
Мир
В КНР выступили за мирную конференцию по Украине с равным участием всех сторон
Мир
Военный эксперт объяснил желание Украины делать ставку на развитие беспилотников
Спорт
Михаил Кравец покинул пост главного тренера «Авангарда»
Экономика
Курс биткоина на криптобирже BitMEX в моменте снизился до $8,9 тыс.
Армия
Герой России адмирал Моисеев назначен врио главнокомандующего ВМФ
Политика
Патрушев указал на раздражение Запада из-за неудач в расшатывании ситуации в РФ
Политика
Путин по телефону обсудил с президентом Туркмении сотрудничество между странами
Мир
Молдавия выслала одного сотрудника посольства РФ
Мир
Песков заявил о вкладе голосующих за рубежом россиян в победу Путина
Мир
Политики ЕС прекратили обсуждение интеграции Украины из-за фермеров
Политика
Пашинян в поздравлении Путину выразил надежду на развитие диалога с РФ
Армия
Пушилин сообщил о продвижении ВС РФ по всей линии фронта в ДНР
Политика
В Госдуме указали на планы США по уничтожению украинской нации

Миром правят молодые

Профессор МГИМО, президент Международного института развития научного сотрудничества Елена Пономарева — о вечном споре поколений
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Конфликт «отцов и детей» вневременной по своей природе. Каждое новое поколение не только живет в отличную от прежней историческую эпоху, но и формирует ее. Проблема лишь в степени преемственности поколений. Знание и понимание истории своей страны — важнейший фундамент общественного согласия, жизнеспособности и, простите за пафос, величия страны. Всем сетующим сегодня о «плохой» молодежи хочется задать вопрос: а что вы сделали для того, чтобы она была другой? Чему вы учили ее и учили ли вообще? Какой пример вы сами дали и даете молодежи? Какое будущее видите и чем можете увлечь? Есть ли у вас мечта как социальный идеал, как желаемая и достижимая реальность?

Надо честно признаться, что не современная российская молодежь, составляющая более 20% населения страны, или почти 30 млн человек, задумала и осуществила весьма спорную реформу образования. А ведь успехи и прорывы государства — это в значительной и, я бы сказала, в определяющей степени успехи образовательной системы.

Материалы по теме
1

В результате снижение уровня интеллекта и эрудиции как итоги «реформы» привели к крайне губительным для развития умственно-образовательного потенциала страны последствиям. Речь идет о дерационализации мысли и сознания и о деформации исторической памяти. Такой «человеческий материал», как любил говорить Николай Бухарин, легко использовать в своих узкокорыстных целях, зомбировать в интернете и выводить на площади.

Значительная часть современной молодежи, не имея альтернатив для развития, самореализации и самопрезентации, практически живет в интернете. Этот образ жизни нельзя изменить запретом, но очевидно, что нужно искать новые подходы к таким личностям, разрабатывать отечественные интернет-продукты.

Древняя китайская мудрость гласит: «Хочешь победить врага — воспитай его детей». В условиях усиления конфронтационного потенциала, обострения борьбы не столько за территории и ресурсы, сколько за умы, в ситуации роста глобальных вызовов и угроз, когда на карту поставлено само выживание целых стран и народов, значение образования возрастает в разы. Образования — как комплекса обучения и воспитания, не только формирующего корпус знаний, но и определяющего мировоззрение и воспитывающего личность —о гражданина в некрасовском понимании.

Образование следует рассматривать в самом широком социальном, геополитическом и геокультурном контексте как важнейший фактор национальной безопасности. Формировать мощный интеллектуальный потенциал страны невозможно без такой молодежи, которая умеет думать, то есть способна ставить задачи и решать их; обладает навыками интеллектуальной комбинаторики, то есть умением привлекать для решения профессиональных задач методы, технологии и знания из различных областей знания; имеет широкий кругозор и глубокую эрудицию и как следствие этого видит реальную картину мира. К вышесказанному следует добавить воспитание чувства патриотизма, гражданской любви к Родине.

Сами по себе уроки патриотизма, как и разного рода молодежные форумы (при всей их значимости,) не исправят сложившуюся ситуацию. Патриотизм как один из фундаментальных нравственных и политических принципов развития общества; как глубокое социальное чувство, основанное на гордости историческими и культурными достижениями своего Отечества, на стремлении сохранить его характер и культурные особенности, формируется не только рассказами о прошлых свершениях. А каждодневной и даже ежечасной работой, повседневной реальностью, личными примерами и наличием перспективы.

Молодому поколению нужно дать Мечту. Это работа на общее благо, на новые высоты, отождествление себя не только со своей страной, но со всем лучшим, что есть в человеке и в человечестве. Сегодня такая Мечта отодвинута на задворки, и опять же — не молодежью, но старшим поколением.

Молодежно-подростковый период в жизни каждого человека — время неустанного экспериментирования, творческого подъема и профессионального самоопределения. Новые пути в развитии науки, культуры, спорта прокладывают именно молодые. Такой — созидательный, деятельный — молодежный потенциал необходимо использовать для развития страны. Нужно лишь правильно его направить. А это как раз дело государства. Если оно заинтересовано в социально активной и в то же время неконфликтной молодежи, нужна не просто красивая риторика. Но особая молодежная политика, выражающаяся в конкретных решениях и действиях. Молодежь должна ощущать свою нужность, быть востребованной, иметь возможность реализовать свой потенциал и нести бремя ответственности за страну.

Бернард Шоу заметил: «Миром правят молодые — когда состарятся». Если мы думаем о России и хотим, чтобы она оставалась «на все времена», нужно заниматься молодежью. Современный конфликт «отцов и детей» — системная проблема, решение которой требует от государства разработки комплекса мер, создания условий для творчества и самореализации молодежи на прочном фундаменте преданности нашему Отечеству.

Автор — президент Международного института развития научного сотрудничества

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции​​​​​​​


Прямой эфир