Вторник, 23 мая 2017
Культура 18 мая 2017, 00:01 Николай Корнацкий

Ромен Дюрис стал «Киллером поневоле»

Если верить этой черной комедии, долгая безработица порой приводит в наемные убийцы

Фото: «ПРОвзгляд»

В российский прокат выходит «Киллер поневоле» Паскаля Шомеля ― черная комедия о том, как везение превратило работягу в успешного наемного убийцу. В неоднозначной роли пролетария с пистолетом ― главный романтик французского кино Ромен Дюрис.

Рецессия закрывает завод в маленьком городке. Десятки людей выставляют на улицу, и Жака (Дюрис) ― среди них. Оказавшись на самом дне, без работы, девушки и самоуважения, он берет заказ от местного криминального авторитета (Мишель Блан) ― убить его неверную жену. Честный до мозга костей, Жак скрепя сердце идет выполнять уговор: ночью пробирается в дом жертвы, но пистолет предательски дрожит в резиновой перчатке. Дело решает случай: на чужака бросается хозяйская собачонка, и палец случайно жмет на курок. Неожиданно для самого себя Жак совершает идеальное преступление. Заказчик доволен и предлагает продолжить сотрудничество.

«Киллер поневоле» стал последней строчкой в фильмографии 54-летнего Паскаля Шомеля, умершего в самый разгар работы над фильмом. Ассистент на многих блокбастерах Люка Бессона, Шомель только в 2010-е дослужился до режиссера-постановщика и снял самостоятельно всего четыре картины, и все комедии. Из них самой успешной осталась самая первая ― «Сердцеед» с Роменом Дюрисом и Ванессой Паради, большой французский хит 2010 года. Теперь круг трагически замкнулся ― начав свою режиссерскую карьеру сотрудничеством с Дюрисом, Шомель им и закончил.

42-летний Ромен Дюрис никогда не получал актерского образования, что не мешает ему последние лет 20 быть одной из главных звезд Франции. Как бы наглядное воплощение избитого клише «французский герой-любовник» ― слащавая мужественность идет тут вместе с врожденным лоском ― Дюрис одинаково убедителен и как светский лев XIX века («Арсен Люпен»), и как мелкий бандит с душой пианиста («Мое сердце биться перестало»). Для роли пролетарского киллера он сильно себя «опростил»: отпустил бороду и лохмы до плеч, но полностью с народом так и не слился.

При всех своих данных Дюрис ― конечно, прекрасный комедийный артист, которому комфортно даже в жанре черной-пречерной комедии. Но главная фигура этого фильма все-таки не он, а его партнер по криминальному дуэту, местечковый «игорный король» и рогатый муж Мишель Блан, он же ― автор сценария, основанного на романе американского писателя Иэна Левисона. Выходец из легендарной комедийный труппы Le Splendid, подарившей нам Кристиана Клавье и трилогию «Пришельцы», Блан запомнился ролями фриков разной степени безумия, затем стал режиссером и сценаристом и в итоге сыграл самого себя в своей же картине «Коварство славы» (1994).

Его фильмы, как правило, пусть и незатейливы, но не лишены амбиций. Так и «Киллеру» довольно тесно в рамках «простой» комедии: умеренно кровавые гэги дополняет очевидная социальная критика. Ироничные триллеры про гангстеров принято сравнивать с «золотым стандартом» Квентина Тарантино и Гая Ричи, но у «Киллера» совсем другая родня. Один из его самых близких родственников ― «Нож гильотины» Коста-Гавраса (2004), еще более злая сатира на «звериный оскал капитализма», где уволенный по сокращению топ-менеджер методично отправляет на тот свет всех потенциальных конкурентов за свое рабочее место.

Фильм Шомеля и Блана будет и полегче, и посмешнее, и эта легкость на первых порах даже пугает. Обаяние Дюриса и забавные диалоги долго мирят нас с аморальностью происходящего, но ложный хеппи-энд со зловеще открытым финалом всё расставляет на свои места.

Наверх

Мнения

Наверх