Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров заявил о содействии России укреплению безопасности стран Африки
Общество
В Кремле назвали важной роль Ельцина в становлении современной России
Мир
WSJ указала на истощение ВСУ после нескольких месяцев непрерывных боев
Общество
Путин заверил, что сил и средств для борьбы с паводками в регионах достаточно
Мир
В Великобритании указали на неспособность поддержки Запада помочь Украине
Мир
В МИДе указали на готовность РФ помочь Африке в цифровизации
Мир
ЕК выплатила Украине второй транш бюджетной помощи в размере €1,5 млрд
Общество
В Госдуме подготовили поправки об увеличении наказания за диверсии до 35 лет тюрьмы
Политика
Песков подтвердил позицию Москвы по санитарной зоне для защиты от ВСУ
Мир
Британия сообщила об атаке неизвестных на судно у берегов Джибути
Мир
Депутат рады сообщил об увеличении на 15 тыс. числа пограничников на Украине
Мир
В ЕК указали на продолжение применения директивы по защите украинских беженцев
Общество
Пожар на железнодорожной цистерне под Симферополем ликвидирован
Происшествия
Уровень воды в Ишиме в тюменском селе Абатское достиг 980 см
Экономика
Минфин попросил суд остановить корпоративные права владельца Альфа-банка с Кипра
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»

Музей Анатолия Зверева сделал ставку на азарт

Выставка «Игра» посвящена игровому началу в отечественном искусстве
0
Фото: ТАСС/Сергей Фадеичев
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В преддверии своего второго дня рождения Музей АЗ сделал символический шаг — отказался от монографичности. Новая выставка «Игра» посвящена не только Анатолию Звереву, ранее единственному герою галереи, но и двум его современникам — Владимиру Немухину и Дмитрию Краснопевцеву, а также молодому художнику Платону Инфанте. Соединив их работы в нарочито легком, веселом проекте, кураторы экспозиции предложили непривычный взгляд на отечественное искусство и концепцию «человека играющего».

Как и предыдущие выставки Музея АЗ, «Игра» поражает не столько работами как таковыми (хотя концентрация шедевров здесь неизменно велика), сколько оригинальной кураторской идеей и оформлением пространства. Каждые несколько минут в залах меняется освещение, на стены проецируются видеозаставки, а пол стилизуется то под шашечную доску, то под стол для карточной партии. Но, заигрывая со зрителем, музей ведет двойную игру и размывает грань между серьезным и шутливым.

«Титульный» художник Музея АЗ представлен 14 «Супрематическими композициями». Работы были созданы в 1957–1959 годах по просьбе коллекционера и покровителя Зверева Георгия Костаки.

— Это был в некотором роде заказ. «А сможешь написать в стиле Малевича и советских авангардистов 1920-х?» — «Смогу!» Зверев понимал, что супрематизм ему в общем-то чужд, но по предложению Костаки решил поэкспериментировать, — рассказала «Известиям» историю появления этих гуашей Александра Волкова, хранитель Музея АЗ.

Приняв вызов, азартный Зверев вступил в постмодернистскую игру. Жонглируя прямоугольниками и кругами, внешне сохраняя связь с великими предшественниками, он создал нечто иное по сути. Неожиданные, как будто случайные вкрапления цвета в монохромную гамму и неровные, нарисованные от руки линии наполняют геометрические абстракции эмоциями, фирменными зверевскими неистовством и спонтанностью.

Если Зверев-игрок предпочитал шашки (в музее хранятся 57 рукописных тетрадей с его трактатами о шашках), то Владимир Немухин вдохновлялся картами, которые на многие годы стали для него источником вдохновения и в буквальном смысле строительным материалом. Художник наклеивал их на холст, изображал в различных вариантах — порой предельно реалистично, порой — условно. Представленные в экспозиции 15 работ — лишь малая толика «карточного» наследия Немухина. Однако их подбор призван продемонстрировать разнообразие стилей и приемов при сохранении главного мотива.

Третий герой экспозиции — Дмитрий Краснопевцев — играет уже не столько со стилями и реальными объектами, сколько с перспективой и оптическими иллюзиями. Серо-коричневые вазы, веточки, книги на его натюрмортах образуют максимально неустойчивые конструкции, которые вот-вот должны развалиться, как карточные домики. Именно с Краснопевцевым вступает в диалог присоединившийся к трем классикам современный художник Платон Инфанте (сын еще одного советского классика — Франциско Инфанте-Арана).

Мультимедийные инсталляции Платона обыгрывают взаимодействие физических объектов и видеоизображений. Так, в работе «Коллизии» (2015) падающие на экране бруски «отскакивают» от реальных выступов на поверхности. А в «Угле отражения» (2017) движущаяся картинка становится продолжением деревянного упора, как будто прижимающего дисплей к стене.

«Что наша жизнь? Игра!» — разносятся по залу музея звуки знаменитой арии из «Пиковой дамы». Вслед за Германом эти слова могли бы повторить и герои экспозиции в отношении своего искусства. Но в отличие от неудачливого персонажа Пушкина и Чайковского они в своей игре победили.

Прямой эфир