Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Bild заявила о возросшем рейтинге партии Шольца за счет позиции по ракетам Taurus
Общество
На Камчатке нашли тело второго пропавшего под лавиной туриста
Мир
На Украине признали неспособность противостоять российским БПЛА
Спорт
«Трактор» победил «Динамо» в овертайме и увеличил преимущество в серии
Мир
Politico узнала о намерениях КНР бойкотировать встречи по Украине без участия РФ
Мир
Силы ПВО Сирии сбили несколько израильских ракет над Дамаском
Мир
Боррель заявил о поддержке глав МИД ЕС использования российских активов для Украины
Мир
США и Великобритания нанесли не менее 10 авиаударов по Йемену
Мир
Маск упрекнул Байдена в безразличии к страдающим от набегов нелегалов американцам
Общество
Региональный режим ЧС введен в Амурской области из-за обрушения на руднике «Пионер»
Армия
МО показало уничтожение расчетов ВСУ у приграничных районов Белгородской области
Мир
Трамп назвал реальными управленцами США злобное и коварное окружение Байдена
Мир
Сенатор США потребовал от граждан Украины всех возрастов мобилизоваться в ВСУ
Мир
В ФРГ заинтересовались российским опытом проведения ДЭГ
Экономика
Объем наличных в обращении рекордно снизился с начала СВО

Этика телефонного общения

Эксперт Альбина Холгова — об уместности телефонных звонков с точки зрения этики
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Не спешите прощаться с эпохой мистера Белла. Время телефонных звонков еще не прошло. Телефонный звонок – жест действительно более смелый, чем SMS. Но демонизировать этот способ общения всё же не стоит. И вот почему.

Сигнал телефона, да, способен застать адресата в неудобный момент. Тот может быть на свидании, на приеме у врача или на совещании. Но для людей, знающих правила этикета, уверяю, это не станет проблемой. Ведь они в таких случаях переводят девайс в бесшумный режим. В кабинет же к руководителю, к слову, с точки зрения законов делового этикета и вовсе брать телефон с собой — признак неуважения к работе. У одного известного российского политика, например, перед входом в приемную стояла большая хрустальная ваза, в которую приходящие складывали мобильники. Почему так? Да потому что к боссу мы идем решать важные дела, и нас ничто не должно от них отвлекать. То же правило действует и на переговорах. Если и прихватили мобильник с собой, то пусть лежит в портфеле и даже не жужжит.

Американский журналист Тимоти Ноа в своей статье «Смерть телефонного звонка» написал, что он считает уместным набирать номера только людей из самого ближнего круга общения и еще тех, кого он видел голыми. Но позвольте, не слишком ли сузили круг?

Итак. Когда и кому можно звонить. Рабочие звонки воспитанные люди совершают в рабочее время. Звонить, если действительно есть необходимость, можно в принципе всем. Этот способ коммуникации никто не запрещал. Главное в самом начале поинтересоваться, располагает ли ответивший нужным количеством секунд или минут. Точность в этом вопросе крайне важна. Это признак пиетета. А вот от дежурных вопросов «Как дела?» и «Что нового?» в момент, когда вы звоните не просто так, поболтать, современный этикет рекомендует воздержаться. Во-первых, тратите время собеседника, чем рискуете вызвать раздражение. Во-вторых, фальшь всегда слышна. Почувствовал тот, кому вы набрали, отсутствие искреннего интереса — и контакт между вами может расстроиться.

Особенно это правило стоит усвоить сотрудникам банков и других компаний, которые совершают холодные звонки. Все вот эти вводные, никому не нужные на самом деле фразы — «Мы хотели бы вас поблагодарить за то, что вы являетесь клиентом нашей организации…» — прекрасный способ вызвать у клиента желание бросить трубку. То есть побеспокоили, чтобы навязать кредит или какую-то услугу (вот же эпикурейское счастье!), так еще и тратят самый драгоценный для человека ресурс.

И всё же… Я знаю людей, которые никогда не берут трубку, если на дисплее высветился незнакомый номер. Они негодуют: «Этот абонент звонил мне три раза вчера и два раза сегодня, он что, не может написать?». Спокойствие, господа, написать, конечно, может. Мессенджеры нехитро устроены, ими сейчас пользуются все. Настойчивость звонящего, скорее всего, обусловлена чем-то. Возможно, неуверенностью, что текстовое сообщение будет воспринято правильно. Так, как отправитель этого хочет. Ведь есть же вещи, о которых необходимо говорить, а не писать. Да и вообще, названивать несколько дней подряд может тот или та, кому вы понравились на вечеринке в прошлую пятницу.

В общем, не время еще прощаться с величайшим изобретением шотландца Александра Белла (это он придумал телефон в конце XIX века). Хотя, надо признать, звонить люди стали меньше, чем писать. Перелом пришелся на 2007-й. И тенденция сохраняется.

У переписки есть некоторые преимущества. Посредством сообщений легко зафиксировать итог договоренностей. От написанного не откажешься так же легко, как от слов. И да, риск побеспокоить кого-то в разы ниже. А еще текстовые сообщения в мессенджерах удобны тем, что бесплатны. Хотя удобны в этом смысле они для отправителя, а вот для получателя — вопрос... Их количество сейчас иногда просто зашкаливает. И устав тыкать пальцем по сенсорной клавиатуре, осознаешь, что созвониться и проговорить вопрос устно было бы куда быстрее.

Еще один способ коммуникации — что-то среднее между звонком и SMS — голосовое сообщение. Но оно, запомните, для самых близких. На то, чтобы прослушать ваше послание, у человека уйдет куда больше времени, чем чтобы его прочесть. С таким форматом нужно быть крайне осторожным, если не хотите вызвать гнев.

И вот чего точно никогда нельзя совершать, если вы обращаетесь по делу, а не шутки ради, так это писать сообщение на бумажке, фотографировать и отправлять снимок адресату, как рекомендуют некоторые эксперты. Впрочем, почему же никогда? Если у вас задача — произвести впечатление очень странного неадекватного человека, то да, более легкого варианта, может быть, и не найти!

Автор — международный эксперт по протоколу и этикету

Прямой эфир