Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Экономика
Курс доллара впервые с 30 октября 2023 года поднялся выше 94 рублей
Мир
В NASA подтвердили падение мусора с МКС на крышу дома во Флориде
Экономика
В России самозанятые поставили госкомпаниям товаров и услуг на 2 млрд рублей
Общество
Собянин сообщил о завершении строительства двух новых корпусов МГТУ имени Баумана
Мир
Пентагон указал на «серьезную угрозу» дронов и ракет Ирана
Общество
Уровень воды в реке Тобол у Кургана за сутки поднялся на 111 см
Общество
В Донецке задержали руководителя промышленного объекта за дачу взятки
Политика
Кудрявцев стал первым мэром Новосибирска после отмены прямых выборов
Армия
Военкор «Известий» показал работу экипажа РСЗО «Град» на южнодонецком направлении
Происшествия
Жителей тюменского Ишима призвали эвакуироваться из-за критического подъема воды
Общество
Юрист рассказал о выводе средств коррумпированных чиновников через недвижимость
Общество
Апелляционный военный суд получил жалобы и представление на приговор Дарье Треповой
Мир
Байден и его супруга раскрыли свои доходы за 2023 год
Спорт
Россиянка Вероника Кудерметова вышла во второй круг турнира в Штутгарте
Происшествия
В тюменском селе Ильинка уровень воды в реке Ишим превысил критическое значение
Армия
Расчеты РСЗО «Ураган» ночью уничтожили позиции ВСУ на приграничной территории

«Свадьбу Фигаро» сыграли с самурайскими мечами

Михайловский театр объединил европейскую оперу и восточную экзотику
0
Фото: Стас Левшин
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Санкт-Петербургский Михайловский театр включил в репертуар «Свадьбу Фигаро» Вольфганга Амадея Моцарта. Создатели спектакля — режиссер Вячеслав Стародубцев, сценограф Петр Окунев, художники Жанна Усачева (костюмы) и Вадим Дуленко (видео) — соединили европейскую историю с восточной экзотикой. Результат оказался спорным, но любопытным.

На сцене царит «шинуазри» — так во время создания комедии Бомарше и оперы Моцарта называлась разновидность стиля рококо, ценившего китайско-японские штучки, — то, что в России называлось китайщиной. Пудреные парики мужчин дополнены китайскими косами, пышные прически дам — длинными шпильками, камзолы и кринолины — широкими поясами и рукавами-крыльями. Для полноты впечатления следует упомянуть фарфоровые безделушки, шелка, ширмы, балдахины, орнаменты, веера, самурайские мечи и прочие вещицы, украшавшие жизнь аристократии XVlll века. А также то, что можно считать современной реинкарнацией этого стиля. На заднике, помимо традиционных ширм, мелькают поданные посредством видеопроекции большеглазые аниме-девушки и две ярко-алые рыбки-вуалехвостки. Последние наделены не только декоративной, но и смысловой функцией. По словам режиссера, это символ противостояния мужского и женского. Оказывается, рыбы этого вида — сиамские петушки — очень драчливы, на Востоке их традиционно использовали для турнирных боев и во избежание недоразумений никогда не держали особей противоположного пола в одном аквариуме.

Какое отношение данная аналогия имеет к опере Моцарта? А никакого. Опера-то как раз о счастливом примирении конфликтующих сторон и, можно сказать, пронизана идеей христианского прощения. Графиня (Светлана Мончак) прощает любвеобильного Графа (Александр Шахов), Фигаро (Александр Кузнецов) — некогда бросивших его родителей, Сюзанна (Екатерина Фенина) — ревнивого жениха, Барбарина (Татьяна Закирова) — ветреного Керубино (Софья Файнберг), а финальный ансамбль славит согласие и гармонию. При этом музыка свободна как от непримиримых противоречий, так и от стиля шинуазри. Даже очень проницательный взгляд не найдет в партитуре следов этой эстетики. Оркестр под управлением Ивана Великанова, как водится в российских коллективах, добавляет Моцарту сочности, но тоже не обнаруживает пентатоники и нетрадиционных ладов.

Значит ли это, что сценическая картинка пренебрегает моцартовским оригиналом? И да и нет. С одной стороны, режиссер действительно пристегивает к нему постороннюю идею. С другой, в умении вырастить концепцию из живописного зерна, убеждая даже в том, во что по здравому рассуждению поверить нельзя, ему не откажешь. Скажем, тот же шинуазри поначалу проявляется в отдельных, не претендующих на обобщение моментах — например, пальба из ружей и упражнения с боевыми жезлами реалистически вписываются в бодрый марш, провожающий на военную службу шалунишку-пажа. Однако затем эти новации прорастают в нечто совершенно фантазийное, вроде сцены лирического розыгрыша, где участники в струящемся красном фланируют по сцене, как сомнамбулы. Разобраться, кто есть кто, здесь трудновато, но фантазийность и не предполагает точности, равно как и непременного соотнесения музыки и сцены. Проще говоря, сцена и музыка в этом спектакле живут по своим законам, никоим образом друг другу не мешая, но и не помогая. Для любителей цельных впечатлений это, безусловно, минус. Для интеллектуалов, желающих самостоятельно конструировать спектакль, — явный плюс: твори, выдумывай, воображай.

В этом плане креативная «Свадьба Фигаро» — хорошее дополнение к строго-рациональной, сделанной с опорой на исторические реалии «Волшебной флейте» Эрика Вижье и Пета Хальмена, появившейся в Михайловском в прошлом сезоне. И если экскурс в оперный мир Моцарта будет продолжен с той же страстью к разнообразию, у михайловцев есть хороший шанс создать свой фирменный моцартовский театр.

Прямой эфир