Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Политика
Госдума 10 мая рассмотрит проект об утверждении Мишустина премьером
Мир
В ФРГ заявили о работе над экстрадицией подозреваемого в убийстве россиянок в Турции
Мир
В КНР выступили против ограничений США в отношении китайских компаний
Мир
ВМС Британии сообщили о нападении на судно у берегов Йемена
Мир
Нарышкин счел невозможным прием Украины в НАТО в ускоренном формате
Экономика
Правительство выделило Курганской области 4 млрд рублей на восстановление после паводка
Мир
Антонов заявил о готовности вести диалог по стратстабильности с Западом на равных
Общество
Глава СК поручил возбудить дело об осквернении памятника ВОВ в Финляндии
Мир
У берегов Тайваня произошло землетрясение магнитудой 5,8
Мир
SCMP указала на жесткий сигнал России в адрес Японии из-за Украины
Мир
Президент Финляндии назвал поле боя единственным путем к миру на Украине
Мир
В Грузии задержали несколько человек на стихийной акции протеста
Мир
В Британии назвали изъятие российских активов демонстрацией неразумности Запада
Мир
Axios назвал предстоящий доклад Блинкена о действиях Израиля в Газе «критическим»
Мир
Республиканцы пригрозили Байдену импичментом за ограничение поставок оружия Израилю
Политика
Совфед выдвинул кандидатуры на должность главы Счетной палаты
Армия
Российские военные сорвали попытку ВСУ форсировать Днепр
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

За период 2020–2023 годов объем инвестиций в сферу туризма утроился, сообщил на пленарной сессии форума устойчивого развития «Путешествуй!», который проходит на Камчатке, замглавы Минэкономразвития Дмитрий Вахруков. По итогам 2023 года прирост по введенному в эксплуатацию объему номерного фонда составил 40% относительно 2022 года, а в 2024 году, как прогнозирует чиновник, общие инвестиции в индустрию могут достичь 700 млрд рублей. Подробности — в материале «Известий».

Высокий прирост

По словам Дмитрия Вахрукова, чтобы удовлетворить текущий спрос (порядка 140 млн турпоездок к 2030 году), необходимо только на Дальнем Востоке увеличить номерной фонд на 25 тыс. номеров. Туристическая отрасль бурно развивается за счет строительства объектов размещения и иной инфраструктуры по льготной ставке. Также немало усилий прилагается для решения транспортных проблем по доставке путешественников по России. Развитие туристической инфраструктуры является приоритетной целью национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства», в свете которого в отрасль приходят частные и государственные инвестиции.

Туристической отрасли прежде всего необходимы новые гостиничные места, обеспечивающие рост туропотка на 15–20% ежегодно, согласен с чиновником из Минэка вице-президент Ассоциации туроператоров (АТОР) и генеральный директор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин.

ключ карта
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

— Будут введены в строй десятки тысяч новых номеров как в модульных отелях и глэмпингах, так и в обычных, капитальных отелях и санаториях, — сказал он «Известиям».

Импульс для строителей

Также можно говорить о всплеске спроса на строительство. В частности, значительные средства государством сегодня выделяются на возведение в регионах модульных гостиниц. Так, один из регионов РФ получил от правительства 40 млн рублей именно на эти объекты. Модульные объекты размещения — легковозводимые конструкции, которые строятся вблизи лесных массивов, около рек и озер.

По словам к.п.н., профессора кафедры управления бизнес-процессами факультета рыночных технологий ИОМ Президентской академии Галины Дехтярь, такие гостиницы будут пользоваться популярностью у жителей близлежащих городов. Яркие события повысят посещаемость и привлекут людей и из других городов.

— Модульные гостиницы — модная и популярная тема из-за относительно быстрой окупаемости даже при небольших вложениях, — говорит она.

Эксперт обращает внимание, что такие объекты не включены в систему классификации: на сегодняшний день классифицируют только строительные объекты, нанесенные на кадастровую карту. Модульные строения де-юре не являются капитальными, поэтому к ним требований меньше. Главным образом, необходимо соблюдать только нормы противопожарной и санитарной безопасности.

отель
Фото: РИА Новости/Александр Кряжев

— Гостиницы различных новых типов — глэмпинги, туристские деревни — также могут привлекать туристов, но для них нужна усиленная маркетинговая поддержка, — добавила Галина Дехтярь.

Профит для авиаотрасли

В 2023 году российские авиакомпании продемонстрировали заметный рост в секторе перевозок, осуществив перевозки 105 млн пассажиров (+10% г/г), что превышает прогноз на 2 млн человек. В январе 2024 года авиакомпании РФ увеличили пассажиропоток на 7,9% г/г, до 7,8 млн человек.

Этот прогресс особо значим в свете того, что отрасль столкнулась с серьезными вызовами, связанными с западными санкциями, рассуждает аналитик ФГ «Финам» Полина Щукина.

По оценкам Минтранса, в результате санкций Россия потеряла 76 пассажирских лайнеров, которые были выведены из страны для технического обслуживания и не могли быть возвращены из-за внезапно введенных ограничений.

— В этой связи важно поддерживать отрасль туризма, развивать новые направления для путешествий внутри страны, от чего будут выигрывать как авиаперевозчики, открывая новые направления, так и строящиеся гостиничные комплексы, — говорит эксперт из «Финам».

чемодан
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

Неплохие перспективы

С учетом различных механизмов поддержки национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» в России реализуется свыше 100 крупных проектов в 38 регионах, в том числе горнолыжные курорты на Кавказе, Сахалине, Камчатке, Алтае, многофункциональные отельные комплексы, тематические парки и т.д.

По мнению Сергея Ромашкина, наиболее перспективные и крупные инфраструктурные проекты — это Новая Анапа и Каспийский прибрежный кластер.

В 2023 году в грантовой поддержке участвовали 48 регионов, направления поддержки касаются инфраструктуры туризма, создания модульных некапитальных средств размещения (кемпинги и автокемпинги) — приводит данные младший директор по суверенным и региональным рейтингам агентства «Эксперт РА» Владислав Бухарский. С его точки зрения, наиболее бурно развиваются традиционные для туризма регионы Северного Кавказа и Дальнего Востока, Алтай, Карелия и Калининградская область.

Среди направлений аналитик привел в пример горнолыжный туризм, который сейчас является наиболее востребованным и где можно увидеть реализацию крупнейших проектов всей туристической отрасли.

— Особенно выделю курорт «Лагонаки» в Адыгее, а также проекты на территории курорта «Манжерок» в Республике Алтай, — перечислил он.

С перечисленными регионами согласна и старший директор, руководитель группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Елена Анисимова.

горнолыжный курорт
Фото: РИА Новости/Георгий Зимарев

— Помимо традиционных направлений внутреннего туризма, можно ожидать роста инвестиционной активности на Урале, где есть большие возможности для санаторно-курортного и активного отдыха. Также практика строительства модульных отелей — формат, который можно применять практически повсеместно, — добавила эксперт.

Экотропами

Российская туристическая отрасль развивается практически исключительно за счет внутреннего туризма. Популярностью пользуются маршруты по национальным паркам и заповедникам — экомаршруты, или экотропы. Только за 2022 год эти природные объекты под охраной государства посетили 14 млн туристов.

Самыми популярными маршрутами стали Кисловодский нацпарк Ставропольского края, Сочинский нацпарк и «Красноярские столбы». На их долю приходится более половины всех путешествий по российским заповедным зонам. В нацпарках можно отдохнуть на лоне природы от городской суеты, понаблюдать за животными и птицами в естественной среде обитания, узнать больше о родной стране, утверждает заместитель директора Банковского института развития Юлия Макаренко.

красноярские столпы
Фото: РИА Новости/Илья Наймушин

Она выделила две основные проблемы этого туристического направления.

— Во-первых, предпринимателям не хватает маркетинговых знаний, чтобы привлекать достаточно аудитории для коммерциализации того или иного маршрута. И во-вторых, больше, чем состояние номерных фондов, беспокоит состояние транспортной инфраструктуры. Если до экотропы или нацпарка не добраться иначе, как на внедорожнике, говорить о популярности не приходится, — рассказала она «Известиям».

Прямой эфир