Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
Пловцы РФ выполнили норматив для участия в Олимпийских играх во Франции
Армия
Расчет РСЗО «Ураган» уничтожил командный пункт ВСУ на южнодонецком направлении
Мир
Корреспондент «Известий» показал работу артиллеристов на донецком направлении
Здоровье
Врач назвала сопровождающие снижение аппетита заболевания
Наука и техника
SpaceX запустила ракету Falcon 9 с европейским спутником Galileo
Мир
В США больше 700 студентов были задержаны в ходе пропалестинских протестов
Мир
Украинские СМИ сообщили о взрывах в Николаеве
Мир
Премьер Португалии заявил об отсутствии намерения выплачивать репарации
Мир
Axios узнал о готовности Израиля к устойчивому урегулированию в Газе
Мир
Украинские СМИ сообщили о взрывах в Хмельницкой области
Общество
Стало известно о задержании брата фигуранта дела о теракте в «Крокусе» Курбонова
Мир
Постпредство РФ при ООН ответило на пост посла Литвы о Крымском мосту
Мир
Украина запросила у немецкой компании более 800 разведывательных дронов
Мир
В БАПОР заявили о гибели 13 тыс. детей в секторе Газа
Армия
Экипажи БМП-3 уничтожили огневые точки и живую силу ВСУ в зоне СВО
Общество
Синоптики спрогнозировали облачную погоду в Москве 28 апреля
Общество
Лидер «Коррозии металла» сообщил о задержании на концерте в Нижнем Новгороде

Торги уместны: аукционный рынок России вырос вдвое

Коллекционеры в стране переключили внимание на отечественные площадки
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Оборот российского аукционного рынка за 2023 год вырос более чем на 125%, сообщили «Известиям» в ARTInvestment. При этом объемы продаж тройки мировых лидеров — Sotheby’s, Christie’s и Phillips — упали за тот же период на 23%. Среди причин обоих трендов — переориентация богатых российских коллекционеров на отечественные торги, говорят эксперты. Заметную роль сыграло и появление онлайн-аукционов, которые смазывают статистику старейших игроков. В том, что происходит с российским аукционным рынком и как он теперь связан с мировым, разбирались «Известия».

Наилучший показатель за 13 лет

Мировой аукционный рынок падает. Это следует из отчета Artnet, суммирующего данные по торгам за год. Согласно ему, продажи произведений искусства на аукционах в 2023 году составили чуть менее $14 млрд, что на 12,7% меньше, чем в 2022-м.

Интересно, что объемы продаж тройки крупнейших домов — Sotheby’s, Christie’s и Phillips — упали за тот же период ещё больше: на 23%. Традиционно их суммарный оборот составлял 35% от рынка в целом.

Схожую тенденцию отмечает и главный конкурент Artnet — ArtBasel. По их данным, в целом мировой арт-рынок в 2023 году снизился на 4%. Разница с Artnet объясняется тем, что в данном случае учитываются не только торги, но также результаты галерей и отделов частных продаж аукционных домов.

Оборот аукционного рынка тем временем в России за 2023 год, наоборот, — вырос более чем на 125% и превысил $25 млн, сообщил «Известиям» руководитель портала и аукциона ARTinvestment.RU Егор Молчанов.

— Это наилучший показатель за последние 13 лет, — подчеркнул эксперт.

В Российском аукционном доме (РАД) отметили, что, по их ощущениям, покупатель действительно активизировался. Традиционно для рынка искусства первые месяцы года — это период затишья, но в 2024-м даже в январе-феврале компания получала запросы от клиентов.

— В сегменте ценных коллекционных предметов спрос превышает предложение. Неизвестные шедевры на рынок попадают нечасто, притока предметов с европейских торгов нет. А коллекционерская страсть к новым приобретениям — есть, — подытожили в РАД.

Сооснователь Аукционного холдинга, Московского аукционного дома и Аукционного дома Клуба коллекционеров графики Сергей Подстанницкий с коллегами согласен. Он отмечает: несмотря на глобальную экономическую ситуацию, оборот внутреннего арт-рынка не сократился, а качество предложения выросло.

— Мы фиксируем все больше продаж произведений в высоком ценовом сегменте, — отметил Сергей Подстанницкий.

В «Литфонде» тоже все активно: за последние три года количество проводимых у них аукционов выросло в два раза и достигло 120 торгов в год. Поэтому и обороты растут — по словам главы аукционного дома Сергея Бурмистрова, этот рост выражается примерно в 20% — 25% в год.

— В феврале 2024 года мы побили наш собственный рекорд по продажам за все предыдущие периоды деятельности: оборот в феврале вырос примерно на 30%-35%, — сказал собеседник «Известий».

На российских площадках всё чаще появляются топовые вещи — стоимостью в десятки миллионов рублей. Так, в конце марта проходят торги ArtInvestment «Первые имена», где среди лотов числится, в частности, пейзаж Айвазовского по резервной цене 73,6 млн рублей.

После трагедии в «Крокусе» аукционный дом решил перевести 10% от прибыли торгов в Российский Красный Крест в помощь семьям погибших и пострадавших в теракте.

Охота за искусством

Сегодня в России сформировалась группа коллекционеров, которые вообще не рассматривают покупки за рубежом, поскольку это «психологически некомфортно».

— Здесь даже речь уже не о том, что покупки могут конфисковать. Их просто не дадут сделать. Крупные британские аукционные дома отправили в жесткий бан всех, кто имеет отношение к России и к российскому бизнесу. Даже обладателей двойного гражданства, — говорит эксперт департамента по работе с антиквариатом и предметами искусства РАД Полина Соколова.

По ее словам, при большом желании клиент, конечно, может сделать покупку через подставных лиц или компанию, но игра не стоит свеч: покупая предметы роскоши, «клиент хочет, чтобы его носили на руках, оказывали почести и подносили приветственный бокал шампанского, а не вынуждали пробираться на торги через черный ход в полной маскировке». Есть и юридический нюанс: переправить свои покупки из ЕС в Россию легально сегодня невозможно, так как вывоз предметов роскоши дороже €300 запрещен.

— Покупая выдающиеся произведения искусства, исторические предметы, первые издания и тому подобные вещи, покупатели рассчитывают на их свободное обращение и на возможность в любой момент их продать за хорошие деньги. Односторонняя блокировка со стороны крупнейших игроков рынка — это сигнал для любых других покупателей, в том числе из Китая, стран Азии и Ближнего Востока, — считают в аукционном доме «12-й Стул».

Поэтому сегодня российские коллекционеры перефокусировались на отечественный арт-рынок и стали охотиться за искусством здесь. Опрошенные «Известиями» эксперты добавляют: за последнее время некоторые финансовые потоки были переформатированы, что привело к появлению новых состоятельных людей, которые готовы покупать искусство.

Сергей Бурмистров отмечает: сегодня появилось значительное количество игроков, которые стали использовать покупку искусства в России в качестве инструмента для инвестирования, сохранения и преумножения финансовых средств.

— Здесь, скорее всего должны появиться новые профессиональные фонды, занимающиеся вопросом инвестиций в искусство, возможно, ведущие банки задумаются над созданием отдельных подразделений, работающих с искусством. Все это должно подстегнуть не только рост на рынке искусства, но и повлиять со временем и на общий экономический рост, — прогнозирует эксперт.

Выход в современность

Крупнейшим западным площадкам российские покупатели всё чаще предпочитают аукционные дома средней руки и онлайн-торги, которые зачастую предоставляют не менее качественный выбор имен и работ, но по более доступным стартовым ценам.

— Во время пандемии мы тоже оказались в изоляции, однако многие российские коллекционеры предпочли пережидать карантин в Европе, продолжив покупки на западных аукционах. Сегодня мы наблюдаем похожую картину, но главное отличие — отечественные покупатели не только массово вернулись в Россию, но сфокусировали интерес на локальном рынке и русских художниках, — комментирует Егор Молчанов.

А еще у аукционного рынка в целом расширилась аудитория — ей стала обеспеченная молодежь, которая предпочитает покупать современное искусство либо участвовать в онлайн-аукционах. Иногда и то и другое сразу. Появление платформ-агрегаторов (например, Bidspirit) еще больше демократизировало этот рынок, совсем недавно считавшийся привилегированным.

Сегодня в России уже существуют онлайн-аукцион VLADEY, чьей фишкой стали еженедельные торги со стартовой ценой от €100, а также платформы по продаже искусства и онлайн-галереи BIZAR, Elephant in the Louvre, Oily Oil, Cube.Market, SUPERMARTKET. То же самое когда-то случилось и в модной индустрии — сегодня покупатели до сих пор предпочитают маркетплейсы, где есть «всё, везде и сразу».

По словам Полины Соколовой, с появлением онлайн-аукционов количество аукционных домов и торгов выросло многократно. Им не нужно ни здания, ни зала, ни выставок, ни печатных каталогов — а следовательно, минимум затрат и возможность за счет общедоступности привлечь на торги широкий круг покупателей. Таким образом клиентская база размывается, и процент рынка, занимаемый такими крупными игроками, как Sotheby’s и Christie’s, падает.

— Это общемировая тенденция, — подчеркивает эксперт. — Характерная особенность рынка онлайн-аукционов — относительно невысокая цена объектов, скажем, и до 100 тыс. рублей. И активный рост числа сделок. А премиальный дорогостоящий сегмент по-прежнему остается в руках крупных и знаменитых игроков, — добавила Полина Соколова.

Нельзя забывать о той части покупателей, которые вкладывали деньги в предметы искусства в качестве инвестиций. Таким клиентам несложно переориентироваться на иные активы, перестав заниматься искусством как бизнесом. Но для большинства коллекционеров собирательство — страсть. И этот человеческий фактор нельзя не учитывать, когда речь идет о переориентации покупателя на российский рынок. Если коллекционеру больше не рады на европейском рынке, он будет искать новые шедевры в новых местах — в том числе в России, заключила специалист.

Прямой эфир