Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Штурмовики ВС РФ при поддержке танков и ударных БПЛА захватили опорпункты ВСУ
Мир
По меньшей мере 40 человек задержали в Техасе во время пропалестинского протеста
Общество
У здания «Крокус Сити Холла» проходит панихида по погибшим в теракте
Происшествия
Пять человек задержаны по подозрению в поджоге вертолета на московском аэродроме
Происшествия
Украинский беспилотник уничтожен над Белгородской областью
Экономика
Правительство освободило несколько категории граждан от комиссий при оплате ЖКУ
Мир
В Молдавии назвали последствия закрытия местного рынка для защиты фермеров
Интернет и технологии
В России кибератаки на сервисы покупки билетов выросли в два раза с начала апреля
Мир
Индонезия может вернуть своим гражданам ранее запрещенное двойное гражданство
Мир
В Казахстане задержали экс-главу МВД Тургумбаева по делу о массовых беспорядках
Происшествия
На Камчатке зафиксировали три подземных толчка
Мир
Заседание суда в Кишиневе по делу Гуцул перенесли на 27 мая
Общество
Председателя гордумы Нижнего Новгорода Лавричева арестовали по делу о растрате
Мир
Герцогиня Эдинбургская Софи посетила Украину по настоянию МИД Великобритании
Общество
Аксенов предупредил о несдетонировавших суббоеприпасах ракет ATACMS
Происшествия
Жителя Приморья задержали за сотрудничество с подконтрольной ГУР Украины структурой
Мир
Число заключенных во Франции достигло рекордного уровня

Острый сюжет

Военный историк Армен Гаспарян — о том, почему новому поколению важно напомнить о Днепровско-Карпатской операции
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

О Великой Отечественной войне сегодня у нас в основном знают про крупные события, которые на слуху у всех. Это битва за Москву, блокада Ленинграда, Сталинградская битва и битва за Берлин. Возможно, самые подготовленные знают подробности операции «Багратион» по освобождению Белоруссии, но по большому счету на этом всё. Даже в прошлом году, когда мы отмечали 80-летие начала Днепровско-Карпатской операции, публикаций по этому поводу было минимум.

Но это одна из важнейших битв. Во-первых, Красная армия показала, что может воевать не числом, а умением. Тогда считалось, что для результативного наступления у тебя должно быть как минимум двукратное, а лучше — трехкратное преимущество в живой силе. В Днепровско-Карпатской операции со стороны советских войск было 2 млн человек. Немцев с румынами насчитывалось 1,8 млн человек. То есть о двукратном или трехкратном преимуществе речи не идет.

Тем не менее советские войска показали, что за прошедший 1942 год, который благодаря словам Сталина у нас считается «учебным», все эти «уроки» восприняли правильно, это была уже принципиально другая армия. А учились советские войска на очень тяжелых разгромах.

Во-вторых, успех Днепровско-Карпатской операции открыл возможность освобождения всей Восточной Европы, но прежде всего Балканского полуострова. Понятно, что в русской традиции эта тема как была, так и осталась. Речь идет о братьях-славянах. И абсолютно неважно, что некоторые из них даже воевали и в Первую, и Вторую мировую войну против нашей страны. Тема панславизма всё равно в той или иной степени была. Тогда она могла называться не панславизмом, а освобождением пролетариата европейского континента.

Сейчас, понимая, что такое геополитика, мы отдаем себе отчет, что это было. В первую очередь это, конечно, Югославия. Потому что в Москве прекрасно знали, что там существует серьезное партизанское движение против немцев. Кроме того, такой стремительный и серьезный удар по Румынии, Болгарии, Венгрии, Словакии с выходом на королевство югославов и хорватов позволял по-новому оценить перспективу поражения всего Третьего рейха.

Помимо этого, в Днепровско-Карпатской операции существовали подоперации, о которых тоже нужно обязательно говорить. Например, это Корсунь-Шевченковская операция, когда войска Ивана Конева и Николая Ватутина сумели создать котел для немцев. Он так и войдет в историю как Корсунь-Шевченковский котел. Тогда в плен попало много немецких солдат, тогда же погиб их командующий Вильгельм Штеммерман.

Но и у нас были потери. Одна из серьезнейших — это генерал Ватутин. Командующий 1-м Украинским флотом будет смертельно ранен бандеровцами из запрещенной ныне в России террористической организации УПА. Это станет очень большой потерей для советской армии. На Ватутина, равно как и на погибшего Ивана Черняховского, возлагались колоссальные надежды. Они были из молодых генералов, у которых могло быть блестящее будущее.

Также важно сказать, что здесь мы впервые по большому счету столкнулись с подразделениями бандеровцев. Это была целиком и полностью та публика, которая состояла на немецком обеспечении: оружие, медикаменты, продовольствие. Когда сегодняшние украинские историки говорят о том, что террористическая УПА воевала против Гитлера и Сталина, — это ложь. Она была полностью на обеспечении у Третьего рейха. Документов по этому поводу великое множество.

И последний штрих, на который надо обратить внимание. Здесь особо проявило себя эмигрантское польское правительство, под управлением которого находилась армия Крайова. Потому что у нас в основном благодаря сериалу «Четыре танкиста и собака» знают про армию Людову. А вот армия Крайова пыталась под шумок захватить населенные пункты на западе Белоруссии, на западе Украины, на территории современной Литвы раньше, чем туда войдет Красная армия. И при этом армия Крайова убивала советских солдат. С этой точки зрения она занималась тем же, чем и бандеровцы.

И я просто перечислю, что было освобождено в результате Днепровско-Карпатской операции, потому что об этом сегодня, кажется, вообще никто не знает. Это Житомир, Луцк, Ровно, черноморское побережье. А еще Херсон, Николаев и Одесса. Именно это надо всегда держать в уме, когда мы говорим про Днепровско-Карпатскую операцию. Важно не забывать об этом, потому что во времена Советского Союза агитпроп этому уделял огромное внимание — выходили книги и документальные фильмы, подрастающее поколение понимало, что означают события Великой Отечественной войны.

Сейчас, к сожалению, очень многие операции оказались незаслуженно в тени. И это неправильно. Если посредством современных медиа можно эту неправильную традицию забвения судьбоносных операций изменить, то будет хорошо и правильно.

О том, что война не закончилась в этих местах и в 1945 году, расскажет новый остросюжетный исторический сериал «Операция «Карпаты». Телевизионная премьера проекта, основанного на реальных событиях, состоится на канале РЕН ТВ.

Автор — военный историк, теле- и радиоведущий, член Общественной палаты РФ

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Прямой эфир